Найти тему
Народная Газета

ОТ РИТУАЛА ДО КАРНАВАЛА

В Ульяновске открылась выставка масок народов мира

Их использовали маги и жрецы, врачеватели и актеры, их надевали судьи и судимые, их делали для изгнания духов и запечатления умерших: маски сопровождают человечество как минимум последние 9 000 лет - такова датировка ритуального предмета, найденного в Иудейской пустыне. История масок - это слепок истории цивилизации; в некоторых случаях посмертный, в некоторых - карнавальный.

В минувшее воскресенье в Ульяновске открылась уникальная выставка оригинальных масок народов мира: в собрании более 150 антикварных масок из Африки, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии, России. Коллекцию собирал Александр Перфилов - заведующий выставочным отделом Ленинского мемориала. Он же проводит по выставке экскурсии. Какие-то маски ему дарили, какие-то он покупал (но вдали от туристических маршрутов), какие-то обменивал. За каждым предметом - своя история; мы расскажем только некоторые из них, объяснив основные назначения масок.

Чтобы дух не вышел

Первоначальный смысл многих масок таков: этот предмет должен был «обмануть» или «напугать» злого духа. Еще до формирования даже языческих пантеонов древние люди верили, что мир вокруг наполнен духами, с которыми можно взаимодействовать и от которых полностью зависит человеческая жизнь. Скажем, если у тебя болит зуб, значит, в него вселился темный дух. А при чем тут маски?

-2

Маска могла стать «темницей» для духа в ходе ритуала - злой дух «переходил» от человека в нее (поскольку внешне она подобна человеку), а назад выйти не мог. Для этого в древнейших масках не было отверстий - ни для дыхания, ни для глаз. Насчет зубной боли - не метафора, на выставке есть такая «стоматологическая» маска.

Другой способ «магического» использования маски - обмануть духа, чтобы не быть им узнанным. Страшная рогатая маска надевалась на человека, и дух «полагал», что имеет дело с себе подобным, только еще более страшным духом. Жуткие маски «отпугивали», «запирали», а иногда и «притягивали» зло. Одну из таких масок для Александра Перфилова сняли с двери - дух, проходящий мимо, должен был увидеть «своего» и обойти дом стороной.

Погребение

Запечатлеть навсегда

Как говорят, погребальные маски начали изготавливать даже раньше, чем магические. Смысл тут вот в чем: многие из древних людей полагали, что человек переходит в загробный мир в том теле, в котором он жил. Поэтому мертвому полагается маска, максимально похожая на его прежнее лицо, и притом маска, которая не будет подвержена тлению, как его тело. Это нужно для того, чтобы быть узнанным в мире духов своими любимыми, а иногда - чтобы вместить в себя дух умершего.

В отдельных африканских племенах это странным образом переплетается с христианством - эти люди уже верят во всеобщее воскрешение мертвых, но боятся, что воскресшая душа не сможет найти свое тело, а маска должна помочь.

-3

В коллекции Александра Перфилова есть маска умершей женщины из Африки, предположительно сделанная ее мужем. Правда, надеть ее будет затруднительно, да и такая маска не для надевания.

Конечно, архетип маски - это нечто, закрывающее лицо, замещающее его для неузнанности. Но этот архетип со временем трансформировался - некоторые маски начали держать в руках; другие - только вешать на стену. В конце концов, часть культурологов полагает, что сам по себе вытянутый африканский тотем - это трансформировавшаяся маска.

Некоторые племена забирали посмертные маски в дом. Так как деревянные маски не слишком-то долговечны, в Африке существовала традиция копировать их, так что маска XIX века вполне может быть точной копией маски IV века, заново вырезавшейся из поколения в поколение, сохраняющей образ давно умершего предка. И сохраняющей уникальное культурное наследие.

Лицо правосудия

Маски использовались не только в духовных, но и в мирских целях, хотя на заре истории человечества суд и магический ритуал не так уж и сильно отличались друг от друга.

-4

Объяснения могли быть различными. Как вам, к примеру, такое: человек не обладает достаточным авторитетом, чтобы судить другого человека, поэтому судить его должны бессмертные духи. А призвать духа можно, надев его маску. За якобы духовным смыслом скрывается смысл прагматический - ритуал обеспечивал анонимность для живых присяжных и они могли не бояться мести со стороны судимых. Иные надевали маски и на обвиняемых, показывая, что судят здесь не тело человеческое, а его поступки (дух), а с прагматической точки зрения - заставляя присяжных позабыть обо всех достижениях, социальных связях судимого. Этот образ - суда в маске - дошел и до наших дней. Как в виде шоу (помните одноименное по центральному телевидению?), так и в виде символа (Фемиды с завязанными глазами).

-5

Спектакль с начала времен

Со временем маски утрачивали свое ритуальное значение, как и сами ритуалы, которые из мистерий становились спектаклями; и в Греции, и в Азии маски стали использоваться в искусстве и в таком виде дошли до наших дней. Они могли быть как застывшими (обозначающими одну эмоцию или состояние), так и вполне себе подвижными - обозначающими конкретную роль. На выставке есть и те и другие.

-6

Самые молодые из масок - маски СССР. Многим из посетителей они могут быть знакомы - тут Дед Мороз, зайчонок и другие участники детских спектаклей. И если вам кажется, что назначение этих масок так уж сильно отличается от назначения масок африканских, подумайте вот о чем: разве сам по себе утренник не карнавальная версия календарного ритуала? Разве Дед Мороз не карнавальная версия духа, призываемого, задабриваемого (стихами или хороводами) и дарящего взамен подарки?

Этой весной маски так вообще надел весь мир - минималистичные и безыскусные, они, в сущности, служили той же цели, что и 9 000 лет назад: защитить человека от «злого духа». А что, болезнь - это не дух?

Так изменились ли маски? И изменились ли мы?

PS

На выставку масок рекомендуют (и даже настаивают) приходить со своей маской. Вас ждут в квартире-музее семьи Ульяновых. Ограничения пока никто не снимал, поэтому большие группы разбивают на несколько подгрупп, достаточных, чтобы соблюдать социальную дистанцию.

Андрей ТВОРОГОВ,

Фото Павла ШАЛАГИНА