В данной статье не будут применяться реальные имена действующих лиц, а также время, место и определенные факты, в целях сохранения конфиденциальности.
Введение
Мне поступил запрос. Девочки, 9-11 лет, обижают свою подругу, ругаются на нее, не хотят с ней общаться, прогоняют и бояться жить с ней в одной комнате. До этого были в хороших отношениях, перемена наступила очень резко, буквально за одну ночь (значит, возможно, за ночь ребенок потерял доверие хороших подруг).
Но меня зацепили слова "бояться жить с ней в одной комнате". Чем же она за ночь так их распугала? Рассказывала страшилки? Обычное дело в этом возрасте, но я решил посмотреть все самостоятельно. Оказавшись на месте, я решил немного походить и послушать, о чем собственного говорят дети и понаблюдать со стороны. Я заметил, что соседняя комната девочек также сторонится нашу героиню. И я решил поговорить сначала с ними.
Выяснилось, что девочка привезла с собой "проклятую" куклу, которая еще и живая!
Ситуация
Собственно, в первую же ночь, девочки готовясь ко сну, умываясь и расстилая постель, достали свои игрушки и талисманы. У кого-то это была мягкая игрушка покемона. У кого-то ее крутой ежедневник с кучей бижутерии на нем.
А наша героиня достала жуткого вида куклу (непропорциональное тело и голова, пустые, но большие глаза) и поставила на тумбочку так, что на взгляд куклы попадала каждая жительница комнаты (если подобные талисманы защищают нас во сне, то все верно, они должны "видеть" всю комнату).
Естественно, пугающий вид куклы, не дал девочкам уснуть. Страх, волнение, нервы начали переполнять их. При попытке убрать куклу или просьбе это сделать, они сталкивались с сопротивлением владелицы. Собственно в итоге это и привело к ссоре.
Что же, значит моя цель заключалась в том, чтобы и сохранить куклу и убедить остальных. в ее безопасности. Нельзя было принимать ничью сторону. Иначе я бы оставил без защиты девочку, либо бы оставил состояние страха у остальных.
Необходимо и сохранить защиту и изменить отношение девочек. Они боялись того, что кукла жива? Значит нужно указать им на обратное - она всего лишь игрушка. Они бояться ее внешнего вида? Значит нужно поработать и над ним.
Собрав всех девочек в комнате (они не знали, что я психолог и пришел разбираться с этой проблемой, я пришел просто в гости и немного помог в перестилании белья, чем заслужил доверие), мы разговорились, я знал, что они сами заведут эту тему. Так и случилось, одна из девочек начала жаловаться на жуткую куклу, а ее владелица защищать.
Все оглянулись на меня и ждали моей реакции (взрослый мужчина, его действия могут стать примером и объяснением). Значит моя реакция не должна содержать испуга. Я попросил показать мне куклу. Когда ее достали из сумки, я (несмотря на странные ощущения от ее вида - она действительно была несуразной) - я улыбнулся во весь рот и произнес - "Ого какая яркая!!" Кукла не вызывает страх, она цепляет своей яркостью и необычностью - такая мысль должна была дойти до девочек.
Первая задача: доказать, что кукла не живая, а всего лишь игрушка. Вторая задача: изменить отношение к ее внешности. С чего начать и как? В тот момент не было времени задумываться и я решил узнать историю этой куклы. Но не ее "жизненную" историю, а где такую купить или заказать, сколько стоит?
Владелица сказала, что не знает стоимость, но знает, что ее заказали через интернет. Я достал свой телефон и зашел в интернет и набрал имя куклы - девочки повисли на мне уставившись в экран. Найдя сайт магазина игрушек, который выпускает этих кукол, мы увидели их в продаже (а также много другого, что привлекло внимание девочек).
"Живая кукла" - магазин игрушек - игрушка. Ассоциативная связь сработала на ура!
Мы начали знакомится с именами других таких кукол и с их описанием, историей. Все оказалось очень мило и не предвзято, даже повеселило девочек) И я увидел упоминание, что куклу можно разбирать и собирать, меняя ей гардероб, прическу и так далее! Идеально для того, чтобы показать игрушечность и изменить реакцию к внешности! Мы начали экспериментировать - сняли волосы, оставив куклу лысой, это веселило всех - и владелицу и девочек и меня. Начали фантазировать, а какая прическа круче и красивее, началось бурное обсуждение! Блондинка с длинными волосами или брюнетка с короткими?
В этот момент я подсунул куклу в руку девочке, чтобы она показала то, что хотела. Я сделал это для того, чтобы именно прикосновением почувствовать, что перед ними всего лишь игрушка. Кукла начала передаваться из руки в руки с обсуждением.
Эмоциональный фон поднялся, отношение и реакция уже начали меняться, мне удалось сменить их по отношению к кукле. Но зная, что девочки еще маленькие, перед сном, когда будет выключен свет и наступит ночь, впечатления снова могут взять верх.
Итог
Кукла не угроза, а защита.
Так и сделаем! Я оглядел комнату и увидел, что одна из тумбочек не используется никем и стоит без дела. Я решил сделать перестановку - поставил тумбу перед дверью в комнату (оттуда кукла бы не смогла смотреть на всех), украсил ее, и предложил, что кукла могла бы сидеть здесь, возможно вместе с остальными игрушками (не зря же я украсил тумбочку!) и наблюдать за входом в комнату.
Идея очень впечатлила девочек, они изменил мои украшения тумбочки, сделали все по своему и усадили туда всех. Я вышел из комнаты, чтобы привлечь внимание всех остальных детей и громко сказал - "Выглядит круто!!!" Сбежавшийся посмотреть, что там такого крутого, народ начал заглядывать в комнату, видя украшенную тумбочку, со компанией игрушек и талисманов и веселых, улыбающихся девочек.
Это событие и образ запомнилось в головах остальных детей и теперь их реакция будет такой же.