Почему в регионах России до сих пор курсируют 40-летние трамваи и во что обойдется их замена
В 1988 году в СССР вовсю шла перестройка, в Афганистане - война, на Ближнем Востоке появилась Аль-Каида, школьников еще принимали в комсомол, а по Ульяновску... курсировали те же самые трамваи, что и в 2020 году.
После был распад СССР, война на Кавказе, МММ, дефолт, появление первых независимых телеканалов - а по нашему городу все еще курсировали 42 вагона Tatra T6B5 1988 года.
Президентом впервые стал Владимир Путин, начались и закончились «тучные нулевые», кризис 2008 года, олимпиада в Сочи и возвращение Крыма - Tatra T6B5 пережили и это.
Коронавирус, внесение поправок в Конституцию, Илон Маск запустил электромобиль Tesla в космос, - мир меняется у нас на глазах, и только по улицам Ульяновска едут те же самые трамваи, что и в 1988 году, как последний, слегка проржавевший островок постоянства в безбрежно меняющемся мире.
А ведь трамвай - тоже электромобиль?
«Клуб 27»
Средний их возраст - 27 лет, они почти ровесники «Народной газеты», рунета и старше половины кандидатов в депутаты Ульяновской городской думы. Около 86% всего электротранспорта выработали свой ресурс, но по-прежнему несут вахту на улицах города. Вполне вероятно, так и будут нести, поскольку одномоментно обновить весь подвижной состав МУП «Ульяновскэлектротранс», конечно, не сможет. А может ли вообще?
Разумеется, есть в парке и более молодые модели: пятнадцать вагонов 2012 года, четыре - 2008 года... однако потребность в полной замене автопарка, кажется, понимают и на самом предприятии, и в администрациях всех уровней.
В этом году предприятие планирует осуществить лизинг 29 единиц новых вагонов, которые будут курсировать по маршрутам № 4 и № 22. Отметим, что общий массив подвижного состава в городе - более двухсот вагонов, из них около сотни - даже старше перестройки, речь идет о Tatra T3SU. Один из трамваев так вообще был выпущен в 1966 году, то есть до высадки человека на Луну. Его с эксплуатации, впрочем, сняли.
Универсального решения обновления парка электротехники, похоже, нет практически ни в одном регионе; обвинять именно ульяновских чиновников в этом было бы странно. Судите сами: те же самые модели тех же годов курсируют по Екатеринбургу (там 70% подвижного состава - Tatra T3SU, обновление парка начали только в 2018 году с покупки пяти новых вагонов), и это при том, что Екатеринбург объективно больше и богаче Ульяновска. Да и стоимость проезда там 28 рублей - значит, у перевозчика должны быть деньги?
В Самару «Татру» начали поставлять в 1988 году, их там около четырехсот. Обновление автопарка начали в 2008 году, да только обновить успели не более 10% состава. Стоимость проезда - 32 рубля.
Весь бюджет - трамваям
Иная ситуация в Москве: там почти весь состав заменили на 71-931 «Витязь-М». Их производит московская же компания, и их там теперь около четырехсот. Судя по закупкам в Москве и Санкт-Петербурге, один трамвай этой модели, современный, низкопольный, обошелся бюджету в 85 000 000 рублей. Первая закупка новых трамваев в 2016 году обошлась Москве в 56 миллиардов рублей; для сравнения: весь бюджет Ульяновской области составляет примерно 60 миллиардов, включая зарплаты учителям, врачам, ремонт абсолютно всех дорог, социальные пособия и выплаты. Все до копейки - около 60 миллиардов. Цена обновления автопарка - 56 миллиардов.
Можно было бы предположить, что она завышена, однако... в Казани в 2018 году три трамвая были закуплены за полторы сотни миллионов рублей. Это, конечно, чуть-чуть дешевле, и покупали их в Свердловской области, не в Москве. Тридцать трамваев - полтора миллиарда. А нам нужно заменить 86% подвижного состава в 200 вагонов.
...да, кстати: старые трамваи, в том числе «Татру», Москва начала дарить в регионы - к примеру, Саратову достались 33 вагона. Поэтому когда некоторые регионы отчитываются об обновлении парка, в этом есть некоторое лукавство, поскольку в итоге они все равно получают те же чешские вагоны, помнящие путч, Бориса Ельцина на танке и, вполне возможно, даже присутствовавшие при этих событиях.
У Санкт-Петербурга на 30 вагонов ушло два миллиарда. В Краснодаре - по миллиарду в год на протяжении четырех лет для покупки ста трамваев.
Покупай наше!
Можно ли найти дешевле? Нет. Согласно федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с 1 января 2015 года запрещены поставки трамвайных вагонов из иностранных государств, за исключением произведенных в странах ЕАЭС. Но так как о киргизских или казахстанских трамваях вы вряд ли слышали, покупать, скорее всего, придется там же, где это делают Москва, Татарстан или Санкт-Петербург.
Таких денег у МУП «Электротранс» нет - за 2019 год, по данным ФНС России, компания показала убыток в 56 422 000 рублей. Общие активы компании - около 230 миллионов согласно той же отчетности. Этого хватит на два-три новых трамвая - собственно, поэтому компания и идет на лизинг 29 вагонов. Лизинг - это что-то вроде аренды: оплата идет за пользование, а не за покупку... И это, наверное, максимум, на который способен «Электротранс», поскольку, помимо замены вагонов, им нужно еще и пути восстанавливать. Старые вагоны худо-бедно выполняют свою функцию, но пути восстанавливать нужно обязательно.
Недофинансирование компании можно связывать с объективно одной из самых низких в России цен на проезд - в среднем дешевле на десять рублей. Можно - с отсутствием значительных прямых дотаций из бюджетов города и области. С другой стороны, а где область возьмет несколько десятков миллиардов на замену составов, если это практически весь ее бюджет?
Вот и остается либо срочно запускать производство своих трамваев на базе «СИМАЗА» (в каждой шутке лишь доля шутки!), либо искать несколько десятков миллиардов рублей, либо наслаждаться аутентичными чешскими «ретроэлектрокарами» 40-летней «выдержки».
Старый конь борозды не портит!
ФАКТ
А вот с парком маршруток/автобусов ситуация значительно лучше: их на «СИМАЗЕ» действительно производят, закупают по сотне в год при субсидировании, в этом году предприятие выпустит 319 автомобилей, из них 70 останутся в автопарках области.
Андрей ТВОРОГОВ
Фото Павла ШАЛАГИНА