Найти в Дзене

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ. Призрак в комнате.

Оглавление

В данной статье не будут применяться реальные имена действующих лиц, а также время, место и определенные факты, в целях сохранения конфиденциальности.

Введение

Ко мне, как к психологу, поступил запрос - пятеро девочек подростков находятся в нервном напряжении, у них периодическая истерика, а также страх находится в определенном помещении. Данный случай меня очень заинтересовал - сразу пять человек, с одинаковыми реакциями на происходящее (реальная опасность или эффект толпы?)!

Встретившись в девочками у себя в кабинете, я сразу приметил их негативный настрой на нашу беседу (
предположительно, их приход к психологу значил для них то, что им не верят и считают "психами").

В таком случае, чтобы со-настроится с девочками, я изъявил свою позицию на этот счет -
"Я знаю, что вас что-то тревожит и беспокоит, но никто не хочет вам помочь, да? Давайте я это сделаю - кто или что вам угрожает?". Это помогло им увидеть, что они здесь не для "лечения", а здесь могут найти помощь.

Ситуация

Собственно, суть ситуации такова - в комнате, в которую девочки бояться и ни при каких условиях не собираются возвращаться - поселились призраки (девочкам 14-16 лет!).

В первую ночь, их пугали странные звуки, доносившиеся из стен. Со слов девочек, они были похожи на стук, шуршание и шепот. Во вторую ночь все повторилось с еще большей силой.

На третью ночь призрак явил себя - одна из девочек, проснувшись посреди ночи увидела, как над ее подругой склонилась темная фигура, в образе старушки и стояла так неподвижно, пока девочка не закричала и не включили свет.

На четвертую ночь - одна из девочек начала лунатить, чего она не помнит, но другие девочки утверждают, что в нее вселился тот самых дух.


Анализ

Так как, девочки уже подросткового возраста (это не младший школьный, работа со страхами и подобными ситуациями данного возраста включает больше творчества, игры), пришлось думать о направлении беседы и действиях. Мой прошлый опыт столкновений с призраками был лишь с детьми младшего школьного возраста.

"Значит будет действовать от обратного" - подумал я. Использовать не игру, а ведущую деятельность подростков и их особенности - общения и логика.

Моя задача была убедить всех пятерых девочек (которые так или иначе поддались эффекту толпы - расспрашивая о происходящем их по отдельности, факты не совпадали, разные видения и воспоминания о том, что было, но при групповой беседе - либо слушали мнения одной из, либо подстраивались под рассказ) в том, что все происходящие события поддаются логике и имеют объяснение.

Я столкнулся с сопротивлением, "лидер" группы - самая активная девочка, рьяно защищала остальных и их общее убеждение. Поэтому мы пошли по пунктикам: первые два дня - странные звуки из стен. Нужно доказать, что подобные звуки существуют всегда. Я попросил всех девочек закрыть глаза и посидеть в тишине 15 секунд и за это время прислушаться к тому, какие звуки происходят вокруг. Данное упражнение позволило понять и осознать, что наше восприятие не всегда замечает то, что происходит вокруг, лишь сконцентрировав внимание, можно услышать и увидеть. Так, например, в моем кабинете немного поскрипывали плитки на потолке (из-за сквозняка), из коридора время от времени доносился скрип (деревянные старые полы), водоотведение по трубам оказывается вообще очень шумное! Таким образом девочки начали сомневаться (а сомнения - это критическое мышление!).

Далее третья ночь. Призрак старушки, склонившийся над девочкой. Как объяснить это логикой? Сон? Галлюцинация от страха и усталости? Но другие девочки подтверждают, что тоже видели фигуру, перед тем как включили свет. А что если именно в этом моменте нет эффекта толпы?

Я дал каждой из девочек чистый листик и карандаши и попросил каждую индивидуально, описать пожилого человека (старика или бабушку), а также нарисовать схему комнату, где там что находится. Меня все смущало, почему призрак именно старушки? Вечером перед той ночью, волнуясь перед сном, девочки начали еще больше себя запугивать и одна из них рассказала, как год назад хоронила свою прабабушку. И девочки решили, что они видели именно ее! Но я понимал, что они увидели лишь образ из своей головы. А как каждый из нас представляет бабушку (попробуйте и вы представить старушку - что у вас получилось?). У всех людей есть стереотипное представление таких образов. Поэтому, и девочки расписали образ пожилого человека одинаково, несмотря на индивидуальность задания.

Но все же - что тогда склонилось ночью над девочкой? Когда я увидел схему комнаты, я уже знал ответ. Окно освещает всю комнату, но между кроватью этой девочки и им есть еще шкаф. Он меня смутил (а также навел на новую мысль, но об этом позже), как призрак стоял там, не мешал ли ему гигантский шкаф? Или же призрак - часть шкафа? Например, его вечно не закрывающаяся дверка (прежде чем рассказать девочкам свой вывод, я попросил описать их шкаф, и 3 из 5 упомянули про дверцу). Лунный свет с окна, падающий на приоткрытую дверцу под углом, создавал тень, падающую на кровать также под углом (как нависающая фигура). Продемонстрировав подобное со своим шкафом в кабинете, я снова заставил девочек сомневаться (но ни на секунду не обвинял их во лжи, я и словами и делом доказывал им, что их чувства и произошедшие события реальны и в них нужно разобраться!)

Последняя ночь, девочка лунатик. На самом деле все намного проще. Я спросил ее, сколько примерно она спала за все эти ночи, на что она ответила, что практически не спала, только под утро каждой ночи засыпала на час-полтора. Усталость, страх, нервы, а также дневная деятельность (у девочек практически не было свободного времени даже сесть или вздремнуть), привели к тому, что засыпая, ее мозг продолжал посылать импульсы телу, что привело к лунатизму.

На все это ушло полтора часа консультации, но что-то начало тревожить уже меня. Неужели такую волну запустили именно случайные звуки помещения? Девочки успокоились, мы разговорились об их жизнях, о психологии, о логике, даже начали звучать уже шутки, об охоте на призраков)



Итог

Одна из девочек в шутку сказала - "а давайте позовем парней, чтоб они помогли нам поохотиться?" И тут меня посетило новое предположение. А что если эти звуки, не были случайностью? А может как раз таки кто-то и решил подшутить так над девочками, но увидев, до чего их довели, перестали (так как третью и четвертую ночь похожих звуков не было)

Я намекнул девочкам, что им стоит посмотреть и испытать, как доходят звуки из других комнат в их, что там находится у них за стенами. А там была комната парней. Стуча по плинтусу, звук отдавался по полу через стенку в глухой шкаф, создавая странное звучание.

Поняв это, девочки решили в следующую ночь проследить за парнями. И вот исход! Пойманы с поличным) Шутники, которые любили разыгрывать и пугать остальных.

Но суть истории в следующем - помните: всегда есть причина и объяснение и всегда наши эмоции могут накрывать волной нас и других людей!