Святая праведная Анна – мать Пресвятой Богородицы, жена святого праведного Иоакима. На иконах чаще всего изображается с младенцем Марией на руках.
Интересный факт
На момент зачатия Пресвятой Богородицы обоим супругам было за семьдесят лет, но на иконах святые, как правило, показаны молодыми, что восходит к учению Церкви о загробной жизни, когда все люди будут иметь вид, соответствующий возрасту Христа.
Сведения о жизни супружеской четы, а также о ранних годах Богородицы дают нам апокрифы – тексты, не принадлежащие к каноническим, но частью своей благословленные церковью и используемые как исторические документы. Это, прежде всего: «Протоевангелие Иакова», а также «Евангелие детства Фомы», «Книга о Рождестве святой Марии» и «История Благословенной Девы Марии».
Полезные материалы
Благодаря им, известно, что святые проживали в Назарете Галилейском, городе на севере Израиля.
Оба супруга вели род от знатных семей: Анна – от семени Левия и Иуды, благословленных Богом, а родословная Иоакима восходила к
царскому дому Давида.
Жили они богато, но праведно: на каждый церковный праздник отделяли от имущества часть добра и жертвовали церкви. Не забывали и о нищих, отделяя милостью нуждающихся и убогих.
Печаль матери Пресвятой Богородицы
В любви, согласии и достатке проходила жизнь супружеской пары, но
не было у них детей
.
В иудейском обществе это считалось наказанием Господним за грехи. Иудеи порицали не саму бездетность супругов, а тот факт, что из их дома не мог выйти Мессия – Спаситель рода человеческого, чье рождение предрекали в своих предсказаниях ветхозаветные пророки. Родить дитя, «дать сына Израилю» считалось священной обязанностью каждого правоверного иудея.
Не проходило ни дня, чтобы Иоаким и Анна не скорбели о своем неплодии.
Однажды, во время какого-то крупного храмового праздника, Иоаким принес в церковь дары Господу, но первосвященник Иссахар отверг их, а книжник Рувим вскричал:
«…разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?»
Великая скорбь объяла сердце Иоакима, но отправился он не домой, а в пустыню, где пастухи выпасали принадлежащих ему овец. Там он предавался своей горести в течение сорока дней, не вкушая хлеба, молясь Господу и размышляя. В свою очередь Анна, оскорбленная за своего мужа, обиженная за себя, горько плакала дома.
Чудесное долгожданное зачатие
Оба супруга настолько страдали, что
Господь призрел
на их мольбы о чадородии и послал Ангела, дабы возвестить благую весть: Божиим изволением зачнет Анна дщерь, через которую спасутся все народы мира. В подтверждение истинности своих слов Ангел сказал Иоакиму:
«…иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое».
Обрадованный, взволнованный Иоаким исполнил все в точности и действительно увидел Анну там, где было предсказано. Муж и жена горячо обнялись и возблагодарили Бога, пославшего им такую чудную весть.
Через положенный срок Анна родила дочь; нарекли ей имя – Мария. Трех лет отроду малютка была введена во храм – ей надлежало исполнитьобет, данный ее родителями Богу, и посвятить свою жизнь Творцу.
Отец ее, святой праведный Иоаким, преставился всего через несколько лет после введения Богородицы во храм, в возрасте восьмидесяти лет от роду. Мать маленькой Марии недолго пережила любимого супруга и отошла ко Господу через два года после его кончины. Было ей – семьдесят девять лет, вдовство же свое она доживала при храме, где пребывала ее благословенная дочь.
Погребены в Гефсиманском саду, под Елеонской горой рядом с Иерусалимом. Неподалеку от места их захоронения располагаются могила Иосифа Обручника и гробница Пресвятой Марии.
Иконография
Иконография святых довольно разнообразна: известны варианты икон, где они изображены вместе и по отдельности, по пояс и в полный рост, с маленькой Богородицей на руках и без нее.
Традиционно совместные изображения святых иллюстрируют эпизоды из их биографии: встреча Иоакима и Анны после благовествования у храма, извещение о будущем зачатии, Введение во храм Пресвятой Богородицы, есть даже редкая икона, на которой святая Анна в положении.
Характерные особенности изображения святых
Иоаким на иконах –
человек средних лет с черными кудрями
, обильно перевитыми проседью, с округлой небольшой бородкой, но иногда – благообразный старец в окладе пушистой бороды, седой как лунь. Цвета его одежд – коричневый и зеленый в разнообразии своих оттенков. Очень редко – красный, темно-вишневый, голубой.
Анна облачена в нательную рубашку до пола – хитон, сверху, по обычаю замужних женщин, – мафорий, представляющий собой длинное покрывало, надевающееся на голову своего рода капюшоном и доходящее до пят. Ее одеяния чаще всего темно-красного цвета, что в иконописи символизирует животворную энергию, утверждение жизни над смертью.
Пречистая Дева изображается в традиционных для нее пурпурном плаще с тремя звездами – знак ее приснодевства и голубой (синей) тунике, символизирующих ее царственную власть и ангельскую чистоту соответственно.
Рассмотрим наиболее распространенные виды икон, где присутствует
святая Анна:
- иконы, чьи сюжеты основаны на житии благостной пары, дошедшем до нас благодаря апокрифам,
- иконы, иллюстрирующие святых Богоотец (как совместные, так и именные, раздельные),
- иконы, где показана вся семья,
- иконы, на которых воспроизводятся знаковые моменты из жизни Девы Марии и ее праведных родителей: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Матери Божией, Успения святой праведной Анны,
- и, наконец, наиболее известная икона – Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, к которой обращаются с молитвой бездетные женщины.
Тропарь
Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца Богоданного породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи Божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.
Кондак
Радуется ныне Анна. Неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком, Едину Матерь и Неискусомужную.
Молитва первая
О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.