Найти в Дзене
Притамбовье

Тамбов промышленный: годы войны. Вспоминаем историю предприятий, работавших на нужды фронта

Оглавление

Мы уже приоткрыли завесу веков над центральной частью Тамбова. На этот раз узнаем, чем дышали предприятия города в годы Великой Отечественной войны. А экскурсию для нас проведёт известный тамбовский краевед Александр Горелов.

Индустриальная база областного центра в 1941-1945 годах формировалась из четырёх предприятий, которые давали 80 процентов всей производившейся в тот период продукции. «Ревтруд», «Комсомолец», Тамбовский вагоноремонтный завод, а также предприятие, именовавшееся в годы войны «Автотрактородеталь» имени М.М. Кагановича (ныне это Завод подшипников скольжения). До войны у каждого предприятия была своя «мирная» ниша. С объявлением войны на уровне государства была поставлена задача перейти на выпуск продукции для нужд фронта.

Поезда на благо фронта

С вагоноремонтных мастерских в 1899 году началась индустриализация Тамбова. В 1926 году мастерским присвоили статус завода. После июня 1941-го основное направление работы на ТВРЗ осталось прежним. Конечно, и в здешних цехах отливали мины. В 1942 году заработал собственный литейный цех.

Но отсюда на фронт уходили специализированные вагоны. Полностью оборудованные госпитальные поезда, банно-прачечные комбинаты, пассажирские вагоны, пришедшие на смену «теплушкам».

От электрогенераторов – к боевым снарядам

-2

На мемориальной доске у проходной завода «Ревтруд» перечислена продукция, выпускавшаяся предприятием в период войны. Снаряды к боевой установке реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша», автоматы ППШ, ротные миномёты, зенитно-пулемётные установки.

Здание, построенное в самом начале XX века, предназначалось под Винную монополию. Позже сюда перевели артиллерийско-ремонтные мастерские, завод получил название «Ремарт». Сразу после гражданской войны в цехах отливали метрические гири и колосниковые печные решётки. В середине 1920-х годов завод стал называться «Ревтруд», а ближе к 1930 году здесь наладили выпуск электрогенераторов для железнодорожных составов.

Как «тесная печурка» спасла директора завода

Интересная история связана с заводом «Автотрактородеталь». Директор предприятия неохотно переходил на производство вооружения, но в ассортименте предприятия были печки-буржуйки. Именно о них поётся в известной песне на стихи Алексея Суркова. У маленьких печек грелись солдаты после боёв, тепло печурок поднимало боевой дух и позволяло идти к Победе.

– Директора завода имени Кагановича грозились даже снять с поста, но за него вступился кто-то из командующих фронтом. От имени всех военнослужащих, фронтовиков, он объяснил, что только эти печурки и позволяют согреться в холодных землянках. Директора оставили на месте. Впрочем, и производство снарядов он тоже вскоре наладил, – говорит Александр Горелов.

Завести двигатель для Победы

-3

Из цехов завода «Комсомолец» на фронт призвали более 800 человек. К станкам встали женщины, подростки и опытные пенсионеры. В начале XX века на месте современного завода располагалось предприятие по производству... квашеной капусты. А до этого здесь был пивоваренный завод, где пенный напиток готовили по немецкой технологии. В 1932 году началось формирование производства в области химической промышленности.

В годы войны на «Комсомольце» производили стартеры для автомобилей и авиационных двигателей. Также было налажено производство бензозаправочных станций. В конце 1942 года для обеспечения кислородом сварочных работ построена кислородная станция.

Текст и фото Юлии Новиковой

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»