Найти тему
Бабушка на каблуках

Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло...

"Минор с улыбкой, нежно и светло..."(И.Иванченко)

Я сегодня о печальном - о проводах дорогих нам людей. 4 августа в моей жизни прошло очередное прощание с родным человеком и заставило меня задуматься о некоторых вещах.

Ровно двадцать лет назад умерла моя бабушка, человек необыкновенный: она была ядром огромной родни, любила нас, внуков, до безумия, обладала молодым и неунывающим характером, интересовалась всем новым, экспериментировала и в кулинарии, и в одежде, обшивала меня лет до 20, пекла такие пироги и булки, что после ее застолий мы могли только с одышкой говорить: "Ну, хорошего человека должно быть много". Она всю жизнь проработала учителем начальных классов.

Проводить ее в последний путь пришло много людей. Я даже не о родственниках. Были ее ученики, которым на тот момент исполнилось и по 30, и по 40 лет. Были коллеги, с которыми она работала много лет назад, так как давно уже была на пенсии. И, конечно, были все мы, любящие ее дети, внуки, правнуки, племянники, безутешный дедушка.

Горе наше было глубоко и искренне. Были слезы. Но почему-то был и смех. Да-да, мы смеялись! Смеялись сквозь слезы, вспоминая разные истории, ставшие уже семейными байками, в которых обязательно фигурировала бабуля. И от этого становилось так тепло, и горе как будто отодвигалось, и мы как будто опять были все вместе. Вспоминали проделки ее учеников, которые она сама любила пересказывать, курьезные ситуации с коллегами. Не было конца разговорам, воспоминаниям, каждый хотел обязательно сказать о том, какой глубокий след она оставила в его жизни, чему научила, от чего уберегла, как умела всегда быть рядом. И наряду со всем торжественным сами собой опять всплывали рассказы, заставлявшие улыбнуться в очередной раз. Это было естественно, не оскорбительно и очень душевно.

И вспомнились мне еще одни, более ранние проводы, тоже моей бабушки. Мне тогда было 15 лет, многое уже и забылось, но один вопрос тогда засел у меня в голове, и после завершения тяжелого дня я задала его маме: "Почему так мало говорили о бабушке, почему все только и повторяли "отмучилась"?" Честно говоря, даже не скажу, что ответила мама - не помню. Но тихий поминальный обед с шаблонными фразами про царствие небесное и "все там будем" запечатлелся в памяти.

Наверное, это ни о чем и не говорит, возможно, что прожил человек жизнь честную, простую, достойную таких же простых слов - покойся с миром.

Но несколько дней назад я опять задумалась об этом. Потому что опять были разговоры, много воспоминаний и улыбок сквозь слезы. Как будто жизнь ушедшего от нас человека длилась теперь в наших рассказах, и от этих рассказов зависело, как долго он пробудет с нами.

Если уходит человек в свой срок, прожив долгую и законченную, как хорошая книга, жизнь, когда выросли дети и внуки и даже, возможно, правнуки, и не осталось незавершенных дел здесь - что ж, тогда и провожаем мы его светло, оставляя себе на память то, что каждому близко, и это не обязательно будет что-то печальное.

В связи с этими размышлениями вспомнился мне завершающий рассказ Бориса Акунина из его "Кладбищенских историй" - Хэппи энд. Мы долго спорили с друзьями по поводу этого рассказа, но меня он без сомнения очаровал эстетикой спокойного и разумного отношения к жизни и смерти. Не буду спойлерить, вдруг кто-то не читал.

А завершить хочу пожеланием нам всем долгой, здоровой, полноценной и насыщенной жизни, чтобы было в ней как можно больше поводов для радости и как можно меньше расставаний.