Когда на экраны страны 17 февраля 1982 года вышла лирическая мелодрама Татьяны Лиозновой «Карнавал», никто даже не подозревал, лента станет одной из самых любимых и знаменитых . Кинохит собрал у экранов более 31 млн зрителей, а исполнительница главной роли Ирина Муравьёва, по мнению читателей журнала «Советский экран», стала лучшей актрисой 1982 года.
Замечательные актёры, узнаваемые житейские ситуации, человеческая драма и, конечно, прекрасная музыка Маскима Дунаевского — вот, пожалуй, главные секреты успеха лирической комедийной мелодрамы, которую и сегодня с удовольствием пересматривают зрители...
«Я снимала фильм о себе»
Однажды сама Татьяна Лиознова оказалась на месте своей героини. Когда-то она, наивная девушка, правда москвичка, тоже мечтала стать режиссёром и добиться больших успехов в кино. Поэтому история о провинциальной девушке, которая едет в столицу и мечтает стать артисткой, рассказанная в повести Анны Родионовой, сразу покорила режиссёра своей похожестью на её собственную судьбу...
Татьяна Лиознова с блеском окончила ВГИК. Она училась на курсе знаменитых педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и была одной из любимых учениц. Она уже строила планы , её вдруг уволили киностудии «Мосфильм» «в связи с сокращением штата». Долгое время она оставалась не у дел, подрабатывала уборщицей, шила на заказ костюмы, чтобы хоть как-то заработать копеечку. Но мечтала работать по профессии, заняться, наконец, режиссурой.
«„Карнавал“ мне очень близок, — рассказывала Лиознова. — Я снимала фильм о себе, о своей жизни, в которой мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество, многие трудности, которые молодые люди переносят и сейчас».
Поэтому, работая над сценарием вместе с Анной Родионовой, Лиознова захотела добавить и автобиографические воспоминания. Поэтому Нина Соломатина не только подрабатывает в фирме "Заря", но и имеет больную маму — долгие годы сама Татьяна Лиознова навещала свою больную мать, старалась порадовать её хотя бы непродолжительными визитами или звонила по телефону. Забрать её к себе у режиссёра не было никакой возможности.
Артистка
Неугомонную провинциальную фантазёрку и мечтательницу Нину Соломатину, которая едет в столицу «выучиться на артистку», блистательно сыграла Ирина Муравьёва. Сегодня зрителям трудно представить в роли Нины другую исполнительницу, кажется, что сама Муравьёва похожа на свою героиню. Сама же Татьяна Татьяна Лиознова была уверена в своём выборе, не колеблясь, сразу предложила ей роль. И это несмотря на то, что взрослую школьницу должна играть Муравьёва, которой на момент съёмок перевалило за тридцать: «Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьёвой не составит труда, — вспоминала Лиознова. — Это был просто вопрос актёрской техники: не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя».
Кандидатуру Ирины Муравьёвой Лиознова так упорно "рекламировала", так старательно доказывала, что она и есть Нина Соломатина перед членами худсовета Киностудии имени Горького, что вчерашняя героиня оскароносной ленты «Москва слезам не верит», ни у кого не вызывала возражений.
Незатейливый грим из веснушек и двух хвостиков и ободка, высоких гольфов и туфель на каблуках — и готов образ провинциальной наивной "артистки". Самой Ирине Муравьёвой, москвичке до мозга костей было весьма непросто изображать провинциалку, к тому же "хэкать" и "жужжать", то есть говорить "ж", как говорят южане. Да и по характеру, как признаётся сама актриса, с её героиней они совершенно разные: «В жизни я вовсе не похожа на Нину. Я коренная москвичка, абсолютно домашняя девочка. Хорошо училась, и столицу покорять не стремилась. Более того, в жизни никуда из дому не уезжала. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер, а скорее ведомая».
В короткие сроки Ирине Муравьёвой надлежало выполнить ряд условий — похудеть, научиться танцевать и кататься на роликах. Тренироваться приходилось даже на гастролях в Киеве, куда Муравьёва уехала вместе с роднымТеатром имени Моссовета. «Рано утром, когда все спускались на завтрак, я поднималась на лифте, красная как помидор, мокрая вся, с этих танцев. Уже в 8 часов утра были репетиции этих танцев. И когда я ложилась спать, я просила Нелю, чтобы она не гасила свет. Так я себя плохо чувствовала. Я была измучена совершенно этой работой», — рассказывала Ирина Муравьёва.
Сплошные обиды
К тому же специально для фильма Ирина Муравьёва репетировала все вокальные партии. Но, к сожалению, ей так и не дали исполнить замечательные песни Максима Дунаевского, написанные для «Карнавала». Режиссёр не оспаривала музыкальные способности актрисы, но хотела слышать в своём фильме только профессиональную вокалистку. В результате голосом Муравьёвой стала «главная закадровая певица Советского Союза» Жанна Рождественская.
Статья по теме: Женщины, которые поют. 5 лучших голосов советского кино.
А самая главная песня фильма «Позвони мне, позвони» стала зерном раздора между актрисой и режиссёром. Муравьёва обиделась на Лиознову за то, что та не позволила ей петь. И словно пытаясь доказать свою правоту, сразу по выходе фильма, записала пластинку с песнями из этого "Карнавала".
Кстати, на Лиознову была обижена и Жанна Рождественская, ведь режиссёр даже не указала её фамилию в титрах. И потому, зрители долгое время полагали, что в картине поёт сама Муравьёва — так виртуозно спела Рожденственская. Спорить с Лиозновой было почти невозможно: с актёрами, как кто-то сказал, Лиознова была «нежно беспощадна». Спорила до хрипоты, была жёсткой, но и пошутить была не прочь.
Вообще судьба советского шлягера «Позвони мне, позвони» могла сложиться совершенно по-лругому. Композитор фильма Максим Дунаевский рассказывал, что эту песню, которую он написал в соавторстве с поэтом Робертом Рождественским хотела исполнить даже Алла Пугачёва.
— Очень хорошая песня, — однажды сказала примадонна Дунаевскому. — Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне её не предложил?
— Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром...
— Отчего же? Такую песню бы спела.
И тоже обиделась. На Дунаевского...
Большая Ордынка вовсе не Большая Ордынка
«Карнавал» снимали в столице и в старинном городе Калуге, который стал на время съёмок Оханском — родным городком Нины Соломатиной.
Побродить по Москве отец Нины выводит на проспект Калинина (ныне Новый Арбат) — самую престижную улицу. проспект Калинина в своё время считался модной и ультрасовременной трассой. «Давай побродим... Город у вас такой красивый. Прям как заграничный...» Как зачарованная, Нина рассматривает огромные стеклянные витрины, светящиеся вывески, четыре дома-книжки на одном стилобате, на котором сооружалась колоннада с ресторанами, барами, магазинами внутри. Это город в городе.
Одна из ключевых сцен — когда Нина пробует поступить в театральный институт и ошеломляет членов приёмной комиссии во главе с председателем в исполнении Лидии Смирновой своей экспрессией: «Садитесь, я вам рад! Откиньте всякий страх и можете держать себя свободно. Я разрещаю Вам...». Эти строки принадлежат Алексею Апухтину. Это его стихотворение «Сумасшедший», написанное в 1890 году — монолог психически больного пациента, вообразившего себя королём. Снимали сцену в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина (ныне МПГУ, Малая Пироговская улица 1/1). Кинематографисты очень любят этот учебный комплекс, построенный ещё до революции архитектором Соловьёвым, за его помпезность и классику — яркий образец архитектуры.
Никита, как мы помним, проживает с семьёй на улице Большая Ордынка, 43, куда случайно и попадает Нина, устроившаяся на работу в фирму «Заря». Но снимали сцену вовсе не на Ордынке, а в Брюсовом переулке, где в кадр попадает перспектива в сторону Тверской улицы, храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, который не закрывался даже в советское время.
А здесь Нина идёт, покинув квартиру, которую ей снял отец, возле цирка на проспекте Вернадского.
Другой финал
Не только Муравьёва попала в «Карнавал» без кинопроб. Другие актёры — Александр Абдулов (Никита, возлюбленный Нины), Юрий Яковлев (Михаил Соломатин, отец Нины) и Клара Лучко (Жозефина Викторовна, жена Соломатина) уже работали с Лиозновой и с удовольствием согласились вновь встретиться с ней на одной съёмочной площадке.
Да и на второстепенные роли Татьяна Лиознова уже знала, кого пригласить. Екатерину Жемчужную, так же как и Ирину Муравьёву, в картину утвердили без проб. А на роль сурового супруга Кармы Лиознова пригласила настоящего мужа Екатерины Жемчужной — Георгия Жемчужного.
Цыганку Карму Лиознова называла «совестью фильма», ведь она была единственной, кто помог Нине в самой безвыходной ситуации, когда у нё совсем не было денег. Эта роль стала визитной карточкой Жемчужной. По воспоминаниям актрисы, режиссёр вырезала финальную сцену на вокзале, где её героиня Карма вновь встречается с Ниной Соломатиной.
Оказывается, финал картины планировался намного трагичнее: Нина Соломатина, возвращаясь домой, встречает на вокзале Карму и узнаёт, что у неё погиб ребёнок. «Я там с подбитым глазом, с синяком. Платок на мне, какая-то рыжая лиса на мне, и грудной ребёнок. И вот Нина меня встречает на этом вокзале и говорит: "Ну, а это кто у тебя, мальчик или девочка?" Я говорю: "Это мальчик". – "А тот где мальчик?" – "Тот мальчик умер". Как сейчас помню, у меня слёзы градом, у неё тоже. И мы стоим, рыдаем...», — рассказывала Екатерина Жемчужная.
Эту сцену даже отсняли на Курском вокзале, но при монтаже сочли её «слишком беспросветной» и отправили в мусор.
Финал фильма Лиознова оставляет открытым. «Карнавал» завершается сценой, в которой Нина предстаёт знаменитой певицей, выступающей при скоплении публики в зале. Непонятно, то ли она в очередной раз видит себя такой, какой ей так и не удалось стать, то ли действительно вернулась в Москву и стала знаменитой артисткой.
Однако в одном из своих последних интервью режиссёр «Карнавала» раскрыла замысел: в одном из своих интервью Лиознова однозначно ответила; «Да, у "Карнавала" счастливый конец и мечта Нины исполнилась». Ведь Нина Соломатина — это сама Лиознова...
Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!