Найти в Дзене
Моё кино

«Я снимала фильм о себе». Где и как создавалась мелодрама «Карнавал»

Когда на экраны страны 17 февраля 1982 года вышла лирическая мелодрама Татьяны Лиозновой «Карнавал», никто даже не подозревал, лента станет одной из самых любимых и знаменитых . Кинохит собрал у экранов более 31 млн зрителей, а исполнительница главной роли Ирина Муравьёва, по мнению читателей журнала «Советский экран», стала лучшей актрисой 1982 года. Замечательные актёры, узнаваемые житейские ситуации, человеческая драма и, конечно, прекрасная музыка Маскима Дунаевского — вот, пожалуй, главные секреты успеха лирической комедийной мелодрамы, которую и сегодня с удовольствием пересматривают зрители... «Я снимала фильм о себе» Однажды сама Татьяна Лиознова оказалась на месте своей героини. Когда-то она, наивная девушка, правда москвичка, тоже мечтала стать режиссёром и добиться больших успехов в кино. Поэтому история о провинциальной девушке, которая едет в столицу и мечтает стать артисткой, рассказанная в повести Анны Родионовой, сразу покорила режиссёра своей похожестью на её собстве
Оглавление

Когда на экраны страны 17 февраля 1982 года вышла лирическая мелодрама Татьяны Лиозновой «Карнавал», никто даже не подозревал, лента станет одной из самых любимых и знаменитых . Кинохит собрал у экранов более 31 млн зрителей, а исполнительница главной роли Ирина Муравьёва, по мнению читателей журнала «Советский экран», стала лучшей актрисой 1982 года.

Ирина Муравьёва в фильме «Карнавал», 1981 год. Коллаж.
Ирина Муравьёва в фильме «Карнавал», 1981 год. Коллаж.

Замечательные актёры, узнаваемые житейские ситуации, человеческая драма и, конечно, прекрасная музыка Маскима Дунаевского — вот, пожалуй, главные секреты успеха лирической комедийной мелодрамы, которую и сегодня с удовольствием пересматривают зрители...

Юрий Яковлев и Ирина Муравьёва в фильме «Карнавал», 1981 год.
Юрий Яковлев и Ирина Муравьёва в фильме «Карнавал», 1981 год.

«Я снимала фильм о себе»

Однажды сама Татьяна Лиознова оказалась на месте своей героини. Когда-то она, наивная девушка, правда москвичка, тоже мечтала стать режиссёром и добиться больших успехов в кино. Поэтому история о провинциальной девушке, которая едет в столицу и мечтает стать артисткой, рассказанная в повести Анны Родионовой, сразу покорила режиссёра своей похожестью на её собственную судьбу...

Татьяна Лиознова с блеском окончила ВГИК. Она училась на курсе знаменитых педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и была одной из любимых учениц. Она уже строила планы , её вдруг уволили киностудии «Мосфильм» «в связи с сокращением штата». Долгое время она оставалась не у дел, подрабатывала уборщицей, шила на заказ костюмы, чтобы хоть как-то заработать копеечку. Но мечтала работать по профессии, заняться, наконец, режиссурой.

«„Карнавал“ мне очень близок, — рассказывала Лиознова. — Я снимала фильм о себе, о своей жизни, в которой мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество, многие трудности, которые молодые люди переносят и сейчас».

Поэтому, работая над сценарием вместе с Анной Родионовой, Лиознова захотела добавить и автобиографические воспоминания. Поэтому Нина Соломатина не только подрабатывает в фирме "Заря", но и имеет больную маму — долгие годы сама Татьяна Лиознова навещала свою больную мать, старалась порадовать её хотя бы непродолжительными визитами или звонила по телефону. Забрать её к себе у режиссёра не было никакой возможности.

Артистка

Неугомонную провинциальную фантазёрку и мечтательницу Нину Соломатину, которая едет в столицу «выучиться на артистку», блистательно сыграла Ирина Муравьёва. Сегодня зрителям трудно представить в роли Нины другую исполнительницу, кажется, что сама Муравьёва похожа на свою героиню. Сама же Татьяна Татьяна Лиознова была уверена в своём выборе, не колеблясь, сразу предложила ей роль. И это несмотря на то, что взрослую школьницу должна играть Муравьёва, которой на момент съёмок перевалило за тридцать: «Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьёвой не составит труда, — вспоминала Лиознова. — Это был просто вопрос актёрской техники: не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя».

Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.
Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.

Кандидатуру Ирины Муравьёвой Лиознова так упорно "рекламировала", так старательно доказывала, что она и есть Нина Соломатина перед членами худсовета Киностудии имени Горького, что вчерашняя героиня оскароносной ленты «Москва слезам не верит», ни у кого не вызывала возражений.

Незатейливый грим из веснушек и двух хвостиков и ободка, высоких гольфов и туфель на каблуках и готов образ провинциальной наивной "артистки". Самой Ирине Муравьёвой, москвичке до мозга костей было весьма непросто изображать провинциалку, к тому же "хэкать" и "жужжать", то есть говорить "ж", как говорят южане. Да и по характеру, как признаётся сама актриса, с её героиней они совершенно разные: «В жизни я вовсе не похожа на Нину. Я коренная москвичка, абсолютно домашняя девочка. Хорошо училась, и столицу покорять не стремилась. Более того, в жизни никуда из дому не уезжала. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер, а скорее ведомая».

Ирина Муравьёва и Александр Абдулов в фильме «Карнавал», 1981 год.
Ирина Муравьёва и Александр Абдулов в фильме «Карнавал», 1981 год.

В короткие сроки Ирине Муравьёвой надлежало выполнить ряд условий похудеть, научиться танцевать и кататься на роликах. Тренироваться приходилось даже на гастролях в Киеве, куда Муравьёва уехала вместе с роднымТеатром имени Моссовета. «Рано утром, когда все спускались на завтрак, я поднималась на лифте, красная как помидор, мокрая вся, с этих танцев. Уже в 8 часов утра были репетиции этих танцев. И когда я ложилась спать, я просила Нелю, чтобы она не гасила свет. Так я себя плохо чувствовала. Я была измучена совершенно этой работой», — рассказывала Ирина Муравьёва.

Сплошные обиды

К тому же специально для фильма Ирина Муравьёва репетировала все вокальные партии. Но, к сожалению, ей так и не дали исполнить замечательные песни Максима Дунаевского, написанные для «Карнавала». Режиссёр не оспаривала музыкальные способности актрисы, но хотела слышать в своём фильме только профессиональную вокалистку. В результате голосом Муравьёвой стала «главная закадровая певица Советского Союза» Жанна Рождественская.

Статья по теме: Женщины, которые поют. 5 лучших голосов советского кино.

А самая главная песня фильма «Позвони мне, позвони» стала зерном раздора между актрисой и режиссёром. Муравьёва обиделась на Лиознову за то, что та не позволила ей петь. И словно пытаясь доказать свою правоту, сразу по выходе фильма, записала пластинку с песнями из этого "Карнавала".

Кстати, на Лиознову была обижена и Жанна Рождественская, ведь режиссёр даже не указала её фамилию в титрах. И потому, зрители долгое время полагали, что в картине поёт сама Муравьёва — так виртуозно спела Рожденственская. Спорить с Лиозновой было почти невозможно: с актёрами, как кто-то сказал, Лиознова была «нежно беспощадна». Спорила до хрипоты, была жёсткой, но и пошутить была не прочь.

Вообще судьба советского шлягера «Позвони мне, позвони» могла сложиться совершенно по-лругому. Композитор фильма Максим Дунаевский рассказывал, что эту песню, которую он написал в соавторстве с поэтом Робертом Рождественским хотела исполнить даже Алла Пугачёва.

Очень хорошая песня, — однажды сказала примадонна Дунаевскому. — Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне её не предложил?

Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром...

— Отчего же? Такую песню бы спела.

И тоже обиделась. На Дунаевского...

Большая Ордынка вовсе не Большая Ордынка

«Карнавал» снимали в столице и в старинном городе Калуге, который стал на время съёмок Оханском — родным городком Нины Соломатиной.

Побродить по Москве отец Нины выводит на проспект Калинина (ныне Новый Арбат) — самую престижную улицу. проспект Калинина в своё время считался модной и ультрасовременной трассой. «Давай побродим... Город у вас такой красивый. Прям как заграничный...» Как зачарованная, Нина рассматривает огромные стеклянные витрины, светящиеся вывески, четыре дома-книжки на одном стилобате, на котором сооружалась колоннада с ресторанами, барами, магазинами внутри. Это город в городе.

Отец с дочерью идут по проспекту Калинина (ныне ул. Новый Арбат). Кадр из фильма "Карнавал".
Отец с дочерью идут по проспекту Калинина (ныне ул. Новый Арбат). Кадр из фильма "Карнавал".

Одна из ключевых сцен — когда Нина пробует поступить в театральный институт и ошеломляет членов приёмной комиссии во главе с председателем в исполнении Лидии Смирновой своей экспрессией: «Садитесь, я вам рад! Откиньте всякий страх и можете держать себя свободно. Я разрещаю Вам...». Эти строки принадлежат Алексею Апухтину. Это его стихотворение «Сумасшедший», написанное в 1890 году — монолог психически больного пациента, вообразившего себя королём. Снимали сцену в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина (ныне МПГУ, Малая Пироговская улица 1/1). Кинематографисты очень любят этот учебный комплекс, построенный ещё до революции архитектором Соловьёвым, за его помпезность и классику яркий образец архитектуры.

Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.
Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.

Никита, как мы помним, проживает с семьёй на улице Большая Ордынка, 43, куда случайно и попадает Нина, устроившаяся на работу в фирму «Заря». Но снимали сцену вовсе не на Ордынке, а в Брюсовом переулке, где в кадр попадает перспектива в сторону Тверской улицы, храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, который не закрывался даже в советское время.

Сцена в Брюсовом переулке. Кадр из фильма.
Сцена в Брюсовом переулке. Кадр из фильма.
Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.
Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.

А здесь Нина идёт, покинув квартиру, которую ей снял отец, возле цирка на проспекте Вернадского.

Другой финал

Не только Муравьёва попала в «Карнавал» без кинопроб. Другие актёры — Александр Абдулов (Никита, возлюбленный Нины), Юрий Яковлев (Михаил Соломатин, отец Нины) и Клара Лучко (Жозефина Викторовна, жена Соломатина) уже работали с Лиозновой и с удовольствием согласились вновь встретиться с ней на одной съёмочной площадке.

Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.
Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.

Да и на второстепенные роли Татьяна Лиознова уже знала, кого пригласить. Екатерину Жемчужную, так же как и Ирину Муравьёву, в картину утвердили без проб. А на роль сурового супруга Кармы Лиознова пригласила настоящего мужа Екатерины Жемчужной Георгия Жемчужного.

Цыганку Карму Лиознова называла «совестью фильма», ведь она была единственной, кто помог Нине в самой безвыходной ситуации, когда у нё совсем не было денег. Эта роль стала визитной карточкой Жемчужной. По воспоминаниям актрисы, режиссёр вырезала финальную сцену на вокзале, где её героиня Карма вновь встречается с Ниной Соломатиной.

Екатерина Жемчужная в фильме «Карнавал», 1981 год.
Екатерина Жемчужная в фильме «Карнавал», 1981 год.

Оказывается, финал картины планировался намного трагичнее: Нина Соломатина, возвращаясь домой, встречает на вокзале Карму и узнаёт, что у неё погиб ребёнок. «Я там с подбитым глазом, с синяком. Платок на мне, какая-то рыжая лиса на мне, и грудной ребёнок. И вот Нина меня встречает на этом вокзале и говорит: "Ну, а это кто у тебя, мальчик или девочка?" Я говорю: "Это мальчик". – "А тот где мальчик?" – "Тот мальчик умер". Как сейчас помню, у меня слёзы градом, у неё тоже. И мы стоим, рыдаем...», — рассказывала Екатерина Жемчужная.

Эту сцену даже отсняли на Курском вокзале, но при монтаже сочли её «слишком беспросветной» и отправили в мусор.

Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.
Кадр из фильма «Карнавал», 1981 год.

Финал фильма Лиознова оставляет открытым. «Карнавал» завершается сценой, в которой Нина предстаёт знаменитой певицей, выступающей при скоплении публики в зале. Непонятно, то ли она в очередной раз видит себя такой, какой ей так и не удалось стать, то ли действительно вернулась в Москву и стала знаменитой артисткой.

Однако в одном из своих последних интервью режиссёр «Карнавала» раскрыла замысел: в одном из своих интервью Лиознова однозначно ответила; «Да, у "Карнавала" счастливый конец и мечта Нины исполнилась». Ведь Нина Соломатина — это сама Лиознова...

Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!