На месте пересечения Бульварного кольца с улицей Покровка, там, где бетонный амфитеатр с фрагментом стены Белого города, а в просторечье «Яма» на Хохловской площади уже почти 90 лет (1936 г. постройки) стоит большой жилой дом в стиле «постконтруктивизма».
Автор проекта подзабытый сегодня, но с большими заслугами архитектор Л.З. Чериковер.
Это 8-10 этажное здание с выступающей центральной частью прекрасно вписывается в исторический ансамбль уникальных построек, сформировавших квартал Покровских ворот.
Окна «Жилого дома у Покровских ворот» выходят на единственно сохранившейся в городе фрагмент стены Белого города (XVI век) и в честь одних из ворот, которой – Покровских и получила эта местность свое название.
Каждое строение в районе Покровских ворот и окружающее «Дом у Покровских ворот» имеет не только свой стиль и дух эпохи, но и уникальную историю, которая переплетается с историей города.
Микрорайон Покровские ворота один из древнейших в столице. Известия о нём и прилегающих территориях доходят до нас, начиная с XIV века. К тому времени, с момента образования Москвы прошло уже почти 200 лет, и районы города перешагнули за стены Китай-города и начали осваивать земли Белого-города. Именно тогда и появилась улица Покровка (вначале называвшаяся Покровская), которая стала продолжением улицы Ильинка.
Недалеко от Покровских ворот, со стороны Белого-города улицу пересекала река Рачка, размывавшая почву и делавшая этот участок малопривлекательным местом для застройки богачей. Речка текла из «Чистого пруда», ранее носившего название «Поганый». Заболоченность местности отразилось в названии церкви (дом №13), появившейся тут в XVI веке – Троицы на Грязех.
К концу же XVIII века на Покровке, одной из немногих улиц того времени появилась каменная мостовая. Земли вдоль улицы принадлежали разным богатым родам: Кантемиров, Ромодановских, Щербатовых, Дурново и других, что способствовало началу каменного строительства и формированию красной линии улицы.
В конце XVIII века окончательно были разобраны каменные стены и башни Белого города, простоявшие почти двести лет. На их месте, со временем появились парные двухэтажные здания постоялых дворов - гостиниц, обрамлявшие улицу с двух сторон (дома, 17 и 16-18 ). На фотографии здания по обе руки переднего плана.
Архитектурный ансамбль Покровских ворот, вобрал в себя наслоение последних трех столетий. Это разнообразие архитектурных стилей гармонично смотрится и в полной мере отражает ту многовековую историю города, которая шла по этой улице и строила её.
Смотря с улицы на один из фасадов "Жилого дома у Покровсских ворот" мы видим, примыкающее крыло дома № 22 - легендарный «Дом-комод» (дворец Апраксина – Трубецких). Построен в 1766 г. в несвойственном для Москвы стиле барокко. Точный автор неизвестен, но все сходятся во мнении в принадлежности к школе Б.Ф. Растрелли. Заказчик дома был дальним внуком сподвижника Петра I и создателем Российского военно-морского флота – Ф. М. Апраксина. Вскоре усадьба была продана не менее знатному вельможе из старинного рода Трубецких.
Не менее любопытна история появления скверика перед "Жилым домом у Покровских ворот".
Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 г. улицу Покровку планировалось расширить. Была определена новая красная линия застройки. Именно её и обозначил появившийся в 1936 году на месте снесённых старых деревянных малоэтажек большой каменный 8-10 этажный «Жилой дом у Покровских ворот». А площадка перед домом должна была влиться в новообразующуюся площадь, включавшую в себя и пруд.
Воплотить в жизнь эти грандиозные планы помешала Великая Отечественная война. Зато, между домом и улицей образовалась пространство, которое через некоторое время было преобразовано в сквер. К 100 летней годовщине смерти Н.Г. Чернышевского (1828-1889) в 1988 г. в сквере установлен памятник писателю (скульптор Ю.Г. Нерода). В то время улица носила его имя писателя-революционера. Вдалеке, по другую сторону улицы виден доходный доходный дом Ф. С. Рахманова.
Доходный дом Ф. С. Рахманова (д.19) построен в самом конце XIX века для одного из представителей династии купцов-старообрядцев Рахмановых, которые «сколотили миллионное состояние» на торговле хлебом. Этот дом в стиле модерн один из первых московских образцов этого стиля. Фасад украшен богато лепниной. Сам владелец, после разорения переехал с семьёй из своего особняка в квартиру на втором этаже дома. Тут они встретили революцию, голодали и привыкали к советской жизни.
Другой фасад "Жилого дома у Покровских ворот" выходящий на Хохловскую площадь и пресловутую "Яму" смотрит на не менее замечательное строение - доходное владение Е. Г. Оловяшниковой (Покровский бульв., №. 4/17). Этот доходный дом с магазинами на первом этаже был построен в 1912 г., архитектором С.Ф. Воскресенским. В конце XX века здание было надстроен двумя этажами. Род Оловянишниковых, одних из самых крупных производителей колоколов и церковной утвари в Российской империи, тесно связан с Покровскими воротами. Они жили в доме № 10 по Покровке, напротив Храма Троицы Живоначальной на Грязех, старостой которого одно время был глава семейства. Правление Торгово-промышленного товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья» в начале XX века располагалось по адресу Покровские ворота, д. 14.
Другим зданием, непосредственно прилегающим к «Дому у Покровских ворот» (ул. Покровка д.20/1 стр.1.) и объединённое с ним композицией ворот являются легендарные Покровские казармы (Покровский бульвар, 3). Их строительство было начато в 1798 г. по указу императора Павла I. Это самые первые казармы в Москве. Они строились на средства горожан, чтобы освободить их от обязанности воинского постоя. Уже в 1801 г. было построено двухэтажное здание, где разместился мушкетёрский батальон Навашинского полка.
А в 1930-е годы, когда в казармах разместилась дивизия им. Дзержинского был надстроен еще один этаж, и здание приобрело сегодняшний вид. Перед казармами всегда располагался плац, который ликвидировали только в 1954 г., когда здание перестало функционировать, как казармы и было передано под административные нужды. "Жилой дом у Покровских ворот" строился как жилье для военослужащих погранвойск и командного состава дивизии , В доме были как отдельные квартиры, так и много коммунальных. Тогда же в торцевой части Покровских казарм, выходившей во двор построенного дома, была сделана дверь, ведущая во внутренние помещения казарм. Для объединения пространства казарм с двором была построена въездная-выездная группа – ворота с калитками, чьи арки соединили стену дома со стеной казарм, создав цельную композицию. По задумке проектировщиков, офицеры, проживавшие в «Жилом доме у Покровских ворот» и служившие в дивизии, расквартированной в казармах, могли, выходя через подъезды чёрных выходов (дворовых) напрямую проходить через двор на территорию части, не обходя плац через парадный подъезд и центральную улицу.
Индивидуальные особенности здания характерны для архитектурного стиля посткоструктивизм, существовавшего в середине 1930-х годов. "Жилой дом у Покровских ворот" стоит как бы на постаменте первого этажа, придавая постройке монументальность и торжественность. Конструктивное решение четвёртого подъезда, доминирующего по высоте и художественным линиям над всем строением создаёт центральную ось композиции.
Одной из тенденций посткоструктивизма было умеренное декорирование внешнего облика здания, придавая ему больше строгости и простоты. именно это мы видим в работе Чериковера, когда в процессе реализации проекта отбрасывались лишние декорации, задуманные на стадии проектирования. Так, изменилась высотность центральной (угловой) части дома - с 11 до 10 этажей, убрано навершие, не реализованы статуи, которые планировалось разместить на фасаде здания между окнами возвышающегося над всем строением углового подъезда и отмеченных на утвержденных чертежах.
По фасаду венчает дом между окон аттикового этажа барельефы розеток и звёзд.
«Жилой дом у Покровских ворот» обладает цельностью архитектурного решения. Выдержанные чёткие ряды балконов, "насаженные" на ось окон лестничных клеток, немного заглубленные линии оконных ниш,
лоджии с торцов и в центральной части дома, прямые линии всего строения придают внешнему виду здания правильные черты и чинную осанку.
Ограждения фасадных балконов,
калиток и ворот,
лестничных пролётов, прилифтовых панелей, объединены мотивом единого узора, подчёркивая тем самым строгую цельность стилевого решение всего ансамбля. Уникально межлестнечное пространство 4-го центрального подъезда, имеющее ниши.
Порталы и интерьеры помещений парадных подъездов с уличных фасадов сохранены в оригинальном состоянии. Порталы парадных дверей имеют оригинальную лепнину. Со стороны внешнего фасада дома особо выделяется массивный портал углового подъезда, выполненный в особо торжественном ключе.
Декор парадных подъездов монументален – массивные створы двойных дверей,
врезные и выпуклые барельефы и мраморная облицовка придают торжественность всему строению.
Впечатляют сохранившиеся во всех парадных подъездах оригинальные двойные деревянные тамбурные двери в проемах в первоначальном материале и виде
В первоночальном виде и интерьере сохранились пару помещений первого этажа. Рамы в оконных проёмах
Парадно декорированному уличному фасаду противопоставлен простой без всяких украшений простой дворовый фасад.
В некоторых жилых и не жилых помещениях можно найти любопытные вещи
фрамуги, двери, дверные ручки
В убранстве некоторых квартир тоже многое сохранилось: оригинальная лепнина
первоначальные входные двери в квартиры с ручками и замками,
естественные холодильники, антресоли, встроенные шкафы, паркет, дымоходы для плит и самоваров
гарнитуры дверей и многое другое.
Но не только внешним видом и всевозможными архитектурными изысками интересен "Жилой дом у Покровских ворот". В первую очередь, это люди которые в нём жили. Многие из них неразрывно связаны со значимыми событиями страны. Немало стало жертвами репрессий. Среди жильцов дома был Герой Советского Союза полковник А.Г. Тимощенко .
Судьбы некоторых нашли отражение в литературе. Многие внесли существенный вклад в развитие науки и культуры: академик Российской академии художеств, народный художник России М. М. Курилко-Рюмин; солистка Большого театра СССР, заслуженная артистка России Н.А. Лебедева и другие.