Диагностика
Моя машина начала гудеть как самолет, особенно, на скорости 80 км/ч. При разгоне до 90 км/ч шум немного спадал. В интернете узнал, чаще всего проблема в ступичном подшипнике. Нужно было как-то определить, с какой стороны проблема. Люди советовали поддомкратить колесо и покачать вверх-вниз, влево-вправо. В моем случае, не помогло. Никакого стука. Пробовал ставить переднюю часть авто на пеньки и крутил колеса до 90 км/ч, никакого результата. Слышно гул, но определить сторону не получается. Решил начать с левого (и не ошибся). Была вибрация под педалью газа и при вождении казалось, что шума больше слева. В качестве симптома, ещё можно выделить, что гул усиливался при повороте направо и немного стихал при повороте налево. Ещё встречал совет, разогнаться до скорости, при которой гудит, поставить на нейтральную передачу и заглушить двигатель. Если продолжает гудеть, то это скорее всего подшипник.
Необходимый инструмент
Туалетная бумага :)
2-3 пары строительных перчаток
Очки или маска для защиты глаз
Торцевая головка и хорошая трещотка на: 32, 19, 12, 27
Шестигранник на 10
Металлическая щетка
WD-40
Супер-мега съемник шаровых и рулевых наконечников (Гусь в моем случае)
Молоток
Кувалда
Проволока или веревочка или антенный кабель для подвешивания суппорта
Супер-мега съемник стопорных колец
Несколько плоских отверток разных размеров
Муфта/труба, чуть меньше внешней обоймы подшипника (для выбивания).
Зубило
Съемник внутренних колец подшипников или просто съемник подшипников. Фото ниже.
Морозилка
Газовая горелка
Смазка (у меня какая-то синяя была, но литол, думаю, тоже подойдет)
Болты, шайбы (размеры смотрите внизу статьи, в разделе "Дополнительные фотографии"
Кирпичи
Доска
Домкрат
Пеньки (опционально)
Я мог что-то упустить, перепроверьте другие гайды, возможно найдете что-то полезное
Внимание
Перед тем, как открутить любую гайку, посчитайте количество торчащих витков и запишите.
Как это делал я
1) Снял пластиковые колпачки с колес. Гайка ступицы (та, что в центре колеса) была замята по краям. Первым делом, разогнул края. Для этого использовал отвертку и что-то вроде конического зубила. Это непринципиально, снимите колпак и подумайте, чем будете это разгибать. Скорее всего, найдете что-нибудь подходящее.
2) Отпустил (ослабил, открутил немного) ступичную гайку на 32. Для этого использовал трещотку с головкой на 32 и трубу, для облегчения. После этого снял колесо.
3) Металлической щеткой очистил болты под шестигранник, которые держат суппорт и запшикал их WD-40. Через 10-15 минут удалось отпустить болты. Для удобства вертел колесо, чтобы подлезать было удобнее.
4) Очистил мет. щеткой гайку рулевого наконечника, запшикал WD-40. Через 10 минут головкой на 19 удалось открутить ее. Далее попытался отсоединить рулевой наконечник с помощью съемника, купленного в магазине автозапчастей. (съемник рулевой рейки, по чеку, если не ошибаюсь). В магазе уверили, что без проблем сниму шаровую и рулевой наконечник. 400 рублей на ветер. Центральная запчасть съемника когда-то была ровная. Наконечник даже и не подумал отсоединяться. Постукивания молотком по рулевому рычагу не помогли.
В интернете люди советовали вставить лом, постучать по рул. рычагу и случится чудо. Но чудо не произошло. Использовал ломы разных форм и размеров.. Далее наткнулся на совет, где человек кувалдой хорошо приложил по пальцу рулевого наконечника и он выпрессовался. Я повторил процедуру, но тоже безрезультатно. Оказалось, что так делать категорически нельзя, можно вывести из строя рулевой наконечник. Пришлось покупать новый съемник. Во многих инструкциях по замене п. ступичного подшипника, люди часто используют съемники, с кодовым названием "Гусь". Честно говоря, никогда не думал, что будет такой проблемой найти нужный съемник. На яндекс маркете толком нифига не было, в поиске гугла и яндекса сплошняком сайты, которые предлагают доставку с других городов, в магазине, где я запчасти покупаю инструментами не торгуют. Полез на дром. Куча объявлений без фотографий. Не представляю, как можно решиться на покупку, когда даже товар не видишь.. Нашел парня, который торгует съемниками бу. В объявлении были фото внушительного такого съемника. Цена: 300р.
Как позже выяснилось, в магазине автозапчастей на российские авто продают похожие съемники примерно за 450 рублей. Но по материалу они напоминают больше съемник №1. Покрыты черной маркой фигней.
Как мне показалось, идея съемника №2 в том, чтобы закрутить посильнее гайку, чтобы создать давление на палец рулевого наконечника. А потом постучать немного по клину, чтобы его подальше загнать. Иногда еще постукивают по внешнему углы буквы Г съемника. Гайку съемника закручивал до упора. При закручивании руль вывернется вправо и съемник упрется в рулевой рычаг, это нормально. Было впечатление, что дальше уже не крутится. Давление на рулевой рычаг есть, он шевелится, но закручивания не происходит. Я побоялся свернуть ему башку и прекратил крутить. Стукнул раз 5 по клину и по внешнему углу и он отсоединился. При установке съемника нужно приподнять сальник пальца вверх и запихать съемник. Это не самая нежная процедура для сальника, но за неимением лучшего.. Для меня это был один из самых сложных пунктов.
5) Нашел кусок антенного кабеля (проволоки под рукой не оказалось), открутил шестигранные болты суппорту и повесил его, дабы шланг остался целым. Далее открутил винтик, который крепит тормозной диск. Понадобилась крестообразная отвертка с небольшим скосом. Не являюсь знатоком отверток, но разобраться было несложно. Выбирал биту, лишь бы не сорвать грани. Снял тормозной диск.
6) Подчистил гайку шаровой мет. щеткой, запшикал WD-40, подождал 10 мин. Молотком немного выбил шрус из ступицы, чтобы появилось место для установки супер-мега-съемника. И выпрессовал шаровую. Так как совсем недавно шаровая менялась, даже не пришлось долбить молотками. При затягивании сама отцепилась. Ломом оттянул рычаг, на котором установлена шаровая и вынул палец из посадочного места.
7) Далее открутил под капотом две гайки крепления стойки к чашке. На фото с аккумом справа вверху видно одну из них. Я на всякий подложил под стойку чурку и придерживал все это дело рукой. После того, как отвернули гайки, снимаем стойку. Для этого нужно аккуратно вытащить шрус, можно немного подстучать молотком.
На видео слышно, как ведет себя неисправный ступичный подшипник.
8) Уложил стойку на лавочку и выбил ступицу (та часть, которую я на видео рукой кручу) с помощью головки на 27, болта и двух шайб.
Как можно догадаться, чудо не произошло и ступица вышла в сборе с куском подшипника.
Хорошенько очистил ступицу и место посадки подшипника туалетной бумагой, WD-40 и мет. щеткой.
9) Попытался снять стопорное кольцо только что купленным съемником стопорных колец. 200 рублей на ветер.
Как хорошо, что у меня есть сарай, в котором много чего можно найти, даже супер-мега съемник
Первое стопорное кольцо снялось на ура этим Съемником. Второе как будто закусило. Одна часть стопорного кольца вытягивалась, а вторая нет. Пришлось натянуть съемником кольцо и отвертками подковырнуть часть кольца вверх. Дальнейшими ковыряниями кольцо вышло. Повторно все зачищаем
10) Ровно уложил стойку, чтобы удар по подшипнику равномерно распределялся посадочному месту. Взял муфту, которую нашел на металлобазе, надставил сверху подшипника и начал фигачить молотком. В молотке мало мощи, пришлось взять небольшую кувалду. Я увеличивал силу удара постепенно, до тех пор, пока подшипник не начал потихоньку выходить. Бить приходилось достаточно сильно, сидел туго. Важно следить, чтобы подшипник выходил равномерно. Для этого бил по муфте, где выпирал подшипник. Иными словами выравнивал. А так, обстукивал муфту по кругу. Найти такую трубу/муфту на металлобазе было несложно. Ходил с новым подшипником и выбирал, чтобы труба была чуть меньше внешней обоймы.
В какой-то момент подшипник дошел до бетона и звук при ударах изменился. Подставил бруски, чтобы было куда выбивать и снял металлическую пластинку, чтобы уши с отверстиями на деревяшку легли (там два винта, как на тормозном диске).
Очистил посадочное место мет.щеткой и туалетной бумагой, смоченной WD-40, засунул новый подшипник в морозилку.
11) Зажал ступицу в тиски. Взял зубило и начал потихоньку состукивать обойму подшипника.
Бил непосредственно по зубилу.
Мне повезло найти в сарае съемник, подходящий для этой работы. Но было впечатление, что можно и без него обойтись, дальше постукивая молотком по зубилу. Зря я болгарку купил, насмотревшись парней в интернетах..
Окончательно снял кольцо с помощью съемника.
12) Начал готовиться к забиванию нового подшипника. В миллионный раз очистил посадочное место подшипника, положил рядом смазку, газовую горелку, старый подшипник. Установил одно стопорное кольцо. Немного разогрел посадочное место подшипника и побежал забирать новый из морозилки. Когда прибежал, еще раз нагрел посадочное место, смазал его (место) смазкой и ровно поставил подшипник. Надставил старый подшипник и начал по-кругу постукивать. Если прибавлять усилие по нарастающей, становится понятно с какой силой нужно ударять. Так я усаживал его, пока не появилось место для установки второго стопорного кольца.
Далее установил стопорное кольцо.
13) Надел пластину, которую снимал при выбивании подшипника. (Та, которая на двух винтах). Далее установил стойку таким образом, чтобы под внутреннее кольцо нового подшипника можно было положить внутренне кольцо старого подшипника и начал забивать ступицу легкими ударами кувалды. Тут главное не свернуть башку новому подшипнику, все делать нежно.
14) Собрал все в обратной последовательности. Единственный затык - при снятии шаровой, съемником замяло сальник. Выправить можно чем-то не острым, например обратной стороной столовой ложки :) Достаточно просто надавить. Палец рулевого наконечника при закручивании стал вращаться, я придержал его плоскогубцами.
Заключение
Машина гудеть перестала, наслаждаюсь тишиной. Считаю, что эту работу можно выполнить самостоятельно, но без желания лучше не браться. Извазюкался приличо, зато доволен собой. Понимаю, что момент затяжки надо бы контролировать динамометрическим ключом, но под рукой его, как всегда, не оказалось. Посмотрим сколько прослужит. Замену выполнил 30.07.2020
Дополнительные фотографии
Пожалуйста
- Поставьте лайк этой статье.
- Загляните ко мне на канал и подпишитесь, на всякий случай.
- Скажите, сколько такая работа стоит на СТО?
- Расскажите про недостатки и что можно было бы улучшить? (если вы специалист)