Приветствую вас на моем канале, дорогие читатели! Этот рассказ я услышала от одной немолодой уже знакомой женщины, он отозвался во мне, и я хочу его пересказать вам от ее лица.
В годы нашей юности студентов первых курсов всегда отправляли осенью на уборочные работы в колхозы. Мы только что поступили, даже билета студенческого нам не выдали, как на собрании уже объявили о поездке "на картошку". Выступил перед нами декан. Как сейчас, помню его слова:
--Отнеситесь к этому с большой серьезностью! Только что у вас был экзамен вступительный, а сейчас будет экзамен картофельный! И неизвестно, что труднее!
Отвезли нас на автобусах в колхоз, расселили по домам, и начали мы работать. День складывался так: утром сажали нас в автобус, везли на центральную территорию колхоза в столовую, оттуда сразу на поле. Перед обедом снова заезжал за нами автобус, вез обедать в столовую, могли даже и в магазинчик местный зайти, и снова уезжали на поле. Наконец, вечером забирал нас автобус на ужин, потом в деревню.
Сначала все мне было удивительно. Гусей очень боялась, собаки часто по улице бегали и лаяли. Быт тоже странным казался, непривычным. Мы жили втроем с девочками у пожилой одинокой хозяйки. Я впервые мыла руки из навесного рукомойника, а после надо было выносить ведро. Приходилось по очереди и воду приносить из колодца.
Я понимала, что хозяйке с нами не сладко. От нас было много шума, сутолоки. Несколько раз я видела, что утром она пытается помолиться перед образами, да наше пробуждение мешало ей.
Пока погода стояла хорошая, картошку убирать было не трудно. C готовой борозды мы собирали клубни в ведра и относили к машине. На борту наши однокурсники их высыпали. Несколько раз нашу группу делили и развозили в разные стороны. Так, пару дней мы собирали морковь. С тех пор я знаю и люблю сорт "Шантане" с тупым концом. Как-то попали мы на упаковку лука. Но главной была все же картошка.
Живя в деревне, я чувствовала, как мгновенно здесь взрослеешь.
Однажды нас впятером выделили для иной работы: привели на площадку, где стоял транспортер. Нам надо было высыпать на него картошку, она по ленте поднималась высоко вверх, ссыпаясь в огромный навесной куб. Для меня это тоже было ново. Я как-то чувствовала, что действительно прохожу "картофельный экзамен".
Под этим навесным кубом должны были загружаться машины. Нам объяснили, что при загрузке автоматически дно куба распахнется, картошка сверху ссыплется в кузов, а наше дело пока загружать транспортер и убирать рассыпанную картошку с земли, чтобы машина не помяла ее. Мы с Валей пошли убирать картошку с земли точно под кубом, ее было достаточно много.
Работали мы долго. Даже не помню, сколько ведер нам пришлось унести, но картошки там почти не осталось. Мы на минуту отошли, стирая пот со лба, и тут раздался громовой звук "Ввваххх!" Навесной куб самопроизвольно открылся, и в секунду несколько тонн картошки лежало на том самом месте, где мы только что ползали по земле с Валей.
Все смотрели друг на друга и ничего не могли сказать. На шум прибежал какой-то человек, что-то спросил... Мы стояли, ничего не соображая. Это уже потом я смерила взглядом образовавшуюся кучу и поняла, что найти нас с Валей в ней было бы невозможно.
Вечером наша хозяйка, словно извиняясь, спросила, все ли было у нас в порядке? Что-то тревожно было весь день! А узнав о происшедшем, уже не таясь, кинулась к своим иконам и горячо благодарила за наше спасение! Мы вместе попили чаю с баранками, на следующий день она испекла нам пирогов с грибами, а буквально в конце этой недели наша работа в колхозе закончилась. "Картофельный" экзамен мы сдали.
Дорогие читатели, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!