Лето 2020 выдалось засушливым. В 53 департаментах Франции уже введены ограничения по расходу воды. Сельхозпроизводители боятся повторения ситуации 2019 года.
Пиа де Катрбарб
2020 – ещё и засуха: во Франции за весь июль не выпало ни капли дождя. Фермеры несут колоссальные убытки. В десятках департаментов введены ограничения на использование воды, а в тринадцати из них объявлена чрезвычайная ситуация: воду разрешается использовать только для питья и гражданской безопасности. Прошлый год также был засушливым, и это не совпадение. Глобальные изменения климата вносят коррективы в отношение человека к почве и воде.
В этом году Ксавье Кулону, живущему в коммуне Парне-сюр-Рок (депатамент Майен) и занимающемуся разведением лошадей и уток, пришлось посеять кукурузу. Осенью и зимой так часто шли дожди, что фермер, который выращивал пшеницу, рапс и ячмень, не сумел провести все посевные работы. Поэтому весной в открытый грунт он посадил кукурузу. И вот сейчас на смену дождям пришла засуха! «Срочно нужен дождь, иначе всё сгорит», – просит Ксавье. На пике цветения кукуруза требует очень много воды, но во Франции давно не было дождей. Сельхозпроизводители (овощеводы, животноводы, зерноводы) беспокоятся об урожае. «До конца недели ситуация вряд ли изменится к лучшему. Мы переживаем период «сельскохозяйственной» поверхностной засухи, связанной с отсутствием дождей», – комментирует Мишель Бланшар, климатолог Национального центра метеорологических исследований Meteo France.
Читайте больше: Мировой кризис в Восточной Африке приобретает поистине апокалиптические черты. До падения звезды Полынь пока не дошло, но к мору и экономическому кризису здесь прибавляется нашествие саранчи. Ещё в начале года регион пострадал от самого тяжёлого нашествия этого вредоносного насекомого за последние полвека. Однако спустя всего три месяца саранча снова вернулась, и теперь её стало ещё больше! И это не кара небес, а прямое следствие империалистической политики: маршрут зарождения и миграции саранчи на ранних этапах совпадает с картой боевых действий – появившись в Йемене, саранча перелетает в Сомали, не встречая никакого противодействия, пожирая всё на своём пути и беспрепятственно размножаясь в геометрической прогрессии.
https://humanite-russie.ru/2020/04/26/pustynnaya-sarancha-i-covid-19-dva-bedstviya-vostochnoy-afrik/
Последний раз обильный дождь прошёл в конце июня лишь в некоторых регионах Франции, а с начала июля не выпало ни капли осадков. «На востоке Франции, в бассейне Роны, почва очень и очень сухая, – продолжает специалист. Если до конца месяца дождей так и не будет, то дефицит осадков в июле составит 85 %, и этот месяц может стать одним из самых сухих за последние 60 лет. Аномальная жара, начавшаяся в понедельник, может ещё больше осложнить ситуацию».
Отсутствие дождей уже начинает влиять на подпочву. Дело в том, что существует два типа засухи: «сельскохозяйственная» и гидрологическая (подземные воды). Бюро геологических и горных исследований (BRGM) в своём ежемесячном бюллетене по гидрологической ситуации сообщило в начале июля о «хорошем пополнении подземных вод». «За исключением восточных регионов, водоносных горизонтов Эльзаса, бассейнов Соны и Роны и восточной части Центрального массива (известняки в провинции Берри), где зимняя подпитка была менее существенной, уровни продолжают снижаться», – объясняет руководитель службы мониторинга BRGM, гидрогеолог Жером Никола.
В отсутствие дождей фермеры, чтобы спасти урожай, поливают поля, используя имеющиеся резервы воды. По данным Министерства экологического перехода, в течение трёх летних месяцев на один только сельскохозяйственный сектор может приходится до 80 % потребляемой воды. Вот уже три недели распоряжения, касающиеся ограничений её расходования, льются как из ведра. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Propluvia, по состоянию на 27 июля в 53 департаментах введены лимиты на потребление воды. Принимаемые решения варьируются в соответствии с четырьмя пороговыми значениями: бдительность, готовность, повышенная готовность, чрезвычайная ситуация. Последний, четвёртый, порог был перейдён в 13 департаментах (иногда только в отдельных районах того или иного региона). Здесь разрешается использовать воду только для приоритетных целей: питьевая вода и гражданская безопасность. В департаментах Атлантическая Луара, Эр и Луар, Сона и Луара использование воды в сельскохозяйственных целях полностью запрещено.
В условиях изменения климата периоды засухи повторяются всё чаще. Уже в прошлом году в 90 департаментах вводились меры по запрету использования воды. «В этом нет никаких сомнений. А исследования в области климатических изменений говорят о том, что так называемых «эффективных» дождей, которые пополняют грунтовые воды, становится всё меньше. В ближайшие годы нам следует готовиться к сокращению запасов воды», – продолжает специалист по водному циклу.
Как же тогда управлять водными ресурсами? BRGM работает над новым инструментом для прогнозирования уровня водоносных горизонтов под названием «MeteEAU nappes» («Метео-грунтовые воды»). «Это не магический кристалл. Мы систематизируем данные, позволяющие прогнозировать уровни на 6 месяцев и таким образом планировать посадку тех или иных культур. Например, если уровень очень низкий, то, возможно, следует отказаться от севооборота кукурузы, которая потребляет очень большое количество воды, в то время как полив будет ограничен», – говорит Жером Никола, для которого «перспектива управления водными ресурсами является одним из главнейших вопросов завтрашнего дня».
В некоторых местах уже начались водяные войны. 10 июля два чиновника из сельскохозяйственной палаты департамента Ло и Гаронна были приговорены к 13 и 22 месяцам тюремного заключения за строительство незаконного водохранилища в коммуне Коссад. По мнению Ксавье Кулона, уже потерявшего 20 000 евро на своём урожае зерновых культур, который стал самым худшим за 27 лет его фермерства, сельскому хозяйству придётся адаптироваться: «Мы должны работать над сопротивлением почвы, она живая, а не просто поверхность».