Продолжаем смотреть кино о прекрасных военных моряках. Четвертым фильмом ретроспективы я выбрала крайне любопытную ленфильмовскую ленту «За тех, кто в море» (1947 г.) с Михаилом Жаровым по пьесе Бориса Лавренева, за которую писатель получил Сталинскую премию.
Это необыкновенная история (и кино морального беспокойства)
Всё дело в том, что, несмотря на военный антураж (герои служат на торпедных катерах, им противостоит фашистский флот), это кино не о военных подвигах и совсем не о морских приключениях. Это то, что можно по праву назвать «кино морального беспокойства».
Хотя этот термин и придумали для совершенно других фильмов, в которых очень часто никакого беспокойства нет вовсе, понятие «кино морального беспокойства» идеально описывает сталинский фильм «За тех, кто в море». Персонаж Боровского мечтает о воинской славе, но подставляет своего товарища. А потом вдруг узнает, что совесть все-таки существует...
В фильме удивительные актеры. И актрисы.
Одна из них – Эльва Луценко, это ее первая большая роль. В кадре она читает «Мцыри», и как затянет шарманку про смерть, погосты и кресты – мурашки по коже. Атмосфера располагает: основные сцены сняты ночью или в затемненных помещениях, дня почти нет, война.
А чтобы не очень стращать зрителя, настроение фильма быстро переключается на более жизнерадостный лад, музыкальный: в фильме звучит несколько потрясающих цыганских романсов.
Саундтрек от композитора «Золушки»
Итальянец Антонио Спадавеккиа не только подарил детям всего мира чудо-песню про доброго жука, но и сочинил много чего еще. Например, песня «За тех, кто в море» в исполнении хора – это очень сильное впечатление.
Неподдельная любовь к морю в каждом кадре
Это ощущается в сценарии, это ощущается в операторской работе.
«Море я полюбил на всю жизнь с той минуты, когда оно открылось глазам восхищенного пятилетнего мальчика с высоты Байдарских ворот в могучей вольной своей красе и необъятном просторе. Мать никак не могла увести меня от обрыва, над которым я застыл, околдованный неотразимым обаянием синей бездны», –
будет вспоминать Лавренев позже.
Театральный след
Пьеса «За тех, кто в море» была написана в 1945. Тогда, после войны, текст пользовался большой популярностью. Спектакли «За тех, кто в море» шли на сценах нескольких московских театров, а играли в них Михаил Жаров, Даниил Сагал, Геннадий Карнович-Валуа – те актеры, которых режиссер Александр Файнциммер вскоре пригласит в свой фильм.
В Театральном музее им. Бахрушина хранится вот такой эскиз декорации к постановке «За тех, кто в море» в Театре-студии киноактера. Режиссером выступил замечательный Николай Плотников (вы можете его знать по запоминающимся ролям в кино, например, в «Девять дней одного года»), а сценографом – выдающийся архитектор (и тоже большой обожатель морской романтики) Владимир Татлин.
Вся правда о штрафбатах
Когда я смотрела этот фильм, то отмечала совершенно другие вещи, а на штрафбат совсем не обратила внимания. Тем интереснее было обнаружить комментарий историка Семена Экштута, который называет «За тех, кто в море» фильмом о штрафниках. Экштут подчеркивает: «образ штрафника был воплощен на киноэкране еще в сталинские времена», то есть никто не скрывал от народа «ни сам факт существования штрафных подразделений, ни реальный вклад штрафников в Победу».
Фильм консультировали авторитеты военно-морского дела: контр-адмирал Виктор Сергеевич Чероков и капитан III ранга Андрей Иванович Бондарчук. Оба воевали на торпедных катерах.
Так что достоверность + художественность вам обеспечены 👍 Приятного просмотра 🎥 Делитесь своими зрительскими впечатлениями 💬 и смотрите другие фильмы ретроспективы.
Ретроспектива ко Дню ВМФ:
- Фильм первый: «Мы из Кронштадта», 1936