ЗАДАНИЯ ДЛЯ РЕБЯТ.
У Миши в клетке (щеглы).
Рано утром (щеглы) начинают щебетать.
Каждый день Миша давал (щеглам) зерен и поил их водой.
А весной он выпустил (щеглов) на волю.
Щенок.
Алёше купили маленького (щенка).
Беспомощный (щенок) сам не может вылезти из своего ящика и всё время пищит.
Когда (щенок) подрос, Алёша стал учить его приносить разные вещи.
Учил, учил (щенка).
А когда научил, (щенок) утащил его тапок к себе в ящик.
Щавель.
Недалеко от рощи было много (щавеля).
Когда Саша и Маша увидели (щавель), они очень обрадовались.
«Давай поищем (щавель), — предложила Маша.
«Зачем его искать? Просто нарвём (щавель) для щей»,— ответил Саша.
На другой день мама сварила из (щавеля) вкусные щи.
Рассказы-задачи.
Нина раз считала вещи:
ящик, щётка, плащ и клещи,
плюс трещотка, два ножа,
щит и два карандаша.
Сколько было б здесь вещей,
если б не было клещей?
Папа, Лёша и Миша ловили рыбу на озере. Папа поймал большую щуку и трёх лещей. Миша поймал леща и двух щук. Лёша поймал трех лещей, но один лещ у него сорвался с крючка и упал в воду. Сколько всего щук и сколько лещей поймали папа, Миша и Лёша?
Рассказы с вопросами.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
1. «Вытащи, Вова, из-под вешалки ящик»,— сказала мама.
Что сказала ...?
Достань из ящика две щётки и крем и почисти свои ботинки».
Что надо...? Откуда...?
Вова вытащил щётки и спросил: «Можно я выищу и папины ботинки?»
Что сделал...? Что он спросил...?
«Конечно, можно. Я вижу, что ты у меня настоящий помощник!»
Что ответила...?
2. Щенок тащил на кухню какую-то щепку.
Кто...? Что делает...? Что...?
В углу стоит большая щётка.
Что стоит...? Где...?
Толкнул щётку щенок — она упала.
Кто...? Что толкнул...?
Прищемило щёткой лапку щенку.
Что случилось...?
Щенок заскулил, бросил щепку — и бегом из кухни.
Кто...? Что сделал...?
3. Мама готовит на обед щи, жареную щуку.
Что готовит...?
Папа ещё обещает купить мороженое.
Что обещает...?
«Это будет не обед, а настоящее угощение!» — радуется Миша.
Что сказал...?
4. Взрослые и дети расчищают двор от мусора.
Что делают...?
Они собирают щепки, дощечки, бумагу, сломанные ящики.
Что они собирают...?
Скоро на дворе будет детская площадка.
Что будет...? Где…? Когда...?
5. «Ну-ка, девочки, берите щётки и метите пол, да почище. А мы пойдём щук на речке ловить», — сказали мальчики.
Что сказали...?
«Нет уж, мальчики, лучше вы берите щётки, а мы пойдём за щуками на речку», —ответили девочки.
Что ответили...?
«А ещё лучше,— сказала мама,— если вы сначала вместе со щётками поработаете, а потом за щуками пойдёте».
Что посоветовала ...?
Воробей.
Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.
Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.
(По И. С. Тургеневу)
Щи не для щенка.
Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявнул он и — наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.
Посчитай сам.
Как интересно самому посчитать на счётах! Но пятилетний Миша считать не умеет и только старшему брату мешает.
— Вова, а где щуки живут?
— Вова, а откуда у тебя счёты?
— Вова, а до скольких ты умеешь считать?
— Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счёта собьюсь!
— А я тоже хочу на счётах считать! — захныкал Миша.
— Почему обязательно на счётах? Можно и без них. Вот тебе ящик, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нём дощечек.
Составление рассказа по теме.
1.Петя и Миша задавали друг другу трудные вопросы. Петя назвал такие слова: пильщик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик.
Какие из этих слов обозначают, а какие не обозначают профессии?»
Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?» Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы. Правильно или неправильно?
И как бы ты на их месте ответил(-а) на эти вопросы?
2. Надя и Вера играли в слова. Надя должна была назвать слова со слогом ще, а Вера — со слогом щи.
Расскажи, как девочки играли в эту игру. Кто из них победил? Какие слова назвала Надя, а какие — Вера? Какие слова девочки не смогли назвать?