Найти тему

ВСЁ ПРО БУКВУ Щ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РЕБЯТ.

У Миши в клетке (щеглы).

Рано утром (щеглы) начинают щебетать.

Каждый день Миша давал (щеглам) зерен и поил их водой.

А весной он выпустил (щеглов) на волю.

Щенок.

Алёше купи­ли маленького (щенка).

Беспомощный (щенок) сам не может вылезти из своего ящика и всё время пищит.

Когда (щенок) подрос, Алёша стал учить его приносить разные вещи.

Учил, учил (щенка).

А когда научил, (щенок) утащил его тапок к себе в ящик.

Щавель.

Недалеко от рощи было много (щавеля).

Когда Саша и Маша увидели (щавель), они очень обрадова­лись.

«Давай поищем (щавель), — предложила Маша.

«Зачем его искать? Просто нарвём (щавель) для щей»,— ответил Саша.

На другой день мама сварила из (щавеля) вкусные щи.

Рассказы-задачи.

Нина раз считала вещи:

ящик, щётка, плащ и клещи,

плюс трещотка, два ножа,

щит и два карандаша.

Сколько было б здесь вещей,

если б не было клещей?

Папа, Лёша и Миша ловили рыбу на озере. Папа поймал большую щуку и трёх лещей. Миша поймал леща и двух щук. Лёша поймал трех лещей, но один лещ у него сорвался с крюч­ка и упал в воду. Сколько всего щук и сколько лещей поймали папа, Миша и Лёша?

Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. «Вытащи, Вова, из-под вешалки ящик»,— сказала мама.

Что сказала ...?

Достань из ящика две щётки и крем и почисти свои ботинки».

Что надо...? Откуда...?

Вова вытащил щётки и спросил: «Можно я вы­ищу и папины ботинки?»

Что сделал...? Что он спросил...?

«Конечно, можно. Я ви­жу, что ты у меня настоящий помощник!»

Что ответила...?

2. Щенок тащил на кухню какую-то щепку.

Кто...? Что делает...? Что...?

В углу стоит большая щётка.

Что стоит...? Где...?

Толкнул щётку щенок — она упала.

Кто...? Что толкнул...?

Прищемило щёткой лапку щенку.

Что случилось...?

Щенок заскулил, бросил щепку — и бегом из кухни.

Кто...? Что сделал...?

3. Мама готовит на обед щи, жареную щуку.

Что готовит...?

Папа ещё обещает ку­пить мороженое.

Что обещает...?

«Это будет не обед, а настоящее угощение!» — ра­дуется Миша.

Что сказал...?

4. Взрослые и дети рас­чищают двор от мусора.

Что делают...?

Они собирают щепки, дощечки, бумагу, сло­манные ящики.

Что они собирают...?

Скоро на дворе будет детская площадка.

Что будет...? Где…? Когда...?

5. «Ну-ка, девочки, бе­рите щётки и метите пол, да почище. А мы пойдём щук на речке ловить», — сказали мальчики.

Что сказали...?

«Нет уж, мальчики, лучше вы берите щётки, а мы пойдём за щука­ми на речку», —ответи­ли девочки.

Что ответили...?

«А ещё лучше,— сказа­ла мама,— если вы сна­чала вместе со щётками поработаете, а потом за щуками пойдёте».

Что посоветовала ...?

Воробей.

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил кры­лышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.

(По И. С. Тургеневу)

Щи не для щенка.

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробо­вал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявнул он и — наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.

Посчитай сам.

Как интересно самому посчитать на счётах! Но пятилетний Миша считать не умеет и толь­ко старшему брату мешает.

— Вова, а где щуки живут?

— Вова, а откуда у тебя счёты?

— Вова, а до скольких ты умеешь считать?

— Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счёта собьюсь!

— А я тоже хочу на счётах считать! — зах­ныкал Миша.

— Почему обязательно на счётах? Можно и без них. Вот тебе ящик, сбитый из дощечек. По­считай-ка, сколько в нём дощечек.

Составление рассказа по теме.

1.Петя и Миша задавали друг другу труд­ные вопросы. Петя назвал такие слова: пиль­щик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик.

Какие из этих слов обозначают, а какие не обозначают профессии?»

Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?» Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы. Правильно или неправильно?

И как бы ты на их месте ответил(-а) на эти вопросы?

2. Надя и Вера играли в слова. Надя должна была назвать слова со слогом ще, а Вера — со слогом щи.

Расскажи, как девочки играли в эту игру. Кто из них победил? Какие слова назвала Надя, а какие — Вера? Какие слова девочки не смогли назвать?