Найти тему
🌄 Горизонт истории

Непобедимый но сломленный: самый грузоподъемный вертолет в мире оказался никому не нужен

Оглавление

Статья опубликована к 51-й годовщине легендарного события, которое произошло 6 августа 1969 года. Именно этот день запомнился советским инженерам, которые занимали разработкой самого большого и грузоподъемного вертолета. Официального его название В-12, но в конструкторском бюро настаивали на переименование его в Ми-12. Несмотря на все старания, переименования так и не произошло.

Настоящие гигант. На этом фото можно оценить реальные его размеры относительно человека, который идет слева
Настоящие гигант. На этом фото можно оценить реальные его размеры относительно человека, который идет слева

В чем заключается мировой рекорд?

Все знают, что 1969 год - это напряженное время холодной войны. Поэтому перед советскими инженерами и военными стояла задача создать уникальный вертолет, который смог бы быстро перевозить массивные конструкции, в том числе межконтинентальные боеголовки.

Важно было создать такой вертолет, который смог бы поднимать в воздух более 30 тонн полезной нагрузки. Задача непростая, но достижимая. Первые наработки были представлены ОКБ Миля в 1959 году, но работа по проектированию стартовала только в 1963 году.

Толпа туристов стоит в очереди, чтобы побывать внутри этого гиганта. Здесь тоже отчетливо можно представить его размеры
Толпа туристов стоит в очереди, чтобы побывать внутри этого гиганта. Здесь тоже отчетливо можно представить его размеры

Инженерам удалось создать первый в мире сверхтяжелый вертолет всего за 5 лет. Ми-12 или В-12 совершил свой первый полет уже в 1968 году. Через год, после некоторых доработок, начались испытания.

Сначала было принято решение испытать его 31 030 кг грузом. В ходе этих маневров вертолет совершил подъем на высоту 2,91 км. Но это был не предел.

День, который вошел в историю, - это 6 августа 1969 года. Именно тогда вертолет В-12 (Ми-12) поднялся на высоту 2,25 км, неся на борту 44,205 тонн полезного груза.

Как это возможно?

Такие тяжелые грузы удалось поднять благодаря специальной конструкции. Дело в том, что обычные вертолеты имеют одновинтовую схему, но для этого гиганта необходимо было создать большую подъемную силу.

Вертолет В-12 (Ми-12) в воздухе. На фото видны все 4 двигателя, расположенные на обеих крыльях
Вертолет В-12 (Ми-12) в воздухе. На фото видны все 4 двигателя, расположенные на обеих крыльях

Поэтому инженеры применили двухвинтовую поперечную схему с четырьмя двигателями. Мощность 1 газотурбинного двигателя достигала 6500 л.с. Эти силовые установки позволили вертолету поднимать сверхтяжелые грузы.

Несмотря на то, что США и СССР были соперниками, "Американское вертолетное общество" отметило успех советских инженеров, и наградило ОКБ Миля.

В скором времени, подобные сверхтяжелые вертолеты стали ненужными из-за облегчения межконтинентальных баллистических ракет. Проект был закрыт. Всего было построены 2 единицы Ми-12.

Интересуетесь историей СССР и РФ? Подписывайтесь.

Читайте еще: