Опубликован национальный рейтинг мэров российских городов за июнь-июль 2020 г.
Рейтинг подготовили специалисты Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ. В рейтинге отражена оценка деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за июнь-июль 2020 года.
Объектами исследования стали мэры 88 городов РФ. В их число входят руководители столиц всех субъектов федерации с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров (подробнее можно прочитать по ссылке – http://russia-rating.ru/info/18191.html).
Среди экспертов, представивших свое мнение о деятельности мэров, главный редактор сайта InFocus Роман Коломойцев, которому предложили, в частности, высказаться о работе главы администрации Ростова-на-Дону А. В. Логвиненко. Наш сайт недавно писал о неприятной истории, происшедшей в этом городе, которая выявляет одну из характерных негативных особенностей нынешней власти разных уровней: неумение выстраивать диалог с общественностью. (https://infocus.press/варварство/).
Предлагаем вниманию читателей мнение Романа Коломойцева, а также наиболее значимые фрагменты из выступлений других экспертов.
Роман Коломойцев, руководитель Мониторингово-экспертного центра «Группа 32»:
Времена меняются. Однако не все представители власти разных уровней осознали это. Невозможно ныне считать достоинством, что отсутствие опыта управления можно компенсировать тем, что некий чиновник – креатура, «верный человек» вышестоящего начальника. Так же, как и ставшее уже штампом определение «крепкий хозяйственник», звучавшее с надеждой во многих публикациях о недавно вступившем в должность мэре Алексее Логвиненко, утратило решающее значение. И теперь должно восприниматься как норма в профессиональной деятельности любого управленца. На первый план выходят другие качества и умения. Среди них главное – ответственность руководителя и его способность слушать и слышать людей. Вот, по-моему, что должно быть стержнем и образа жизни, и работы тех, кто сегодня приходит во власть. Для эффективности местного самоуправления особенно
важно, когда мэр умеет наладить диалог не только с вышестоящими властями, но и с гражданским обществом, с различными его силами, тем самым становясь коммуникатором в цепочке взаимодействия населения и власти. Бывает, что изнутри бессилие, упадок управленческих потенциалов незаметны, подобное происходит тогда, когда власть теряет обратную связь с теми, кем управляет.
Разумеется, никто не отменяет обязанности градоначальника и его команды оперативно реагировать на проблемы, связанные с
коммунальными, экологическими или инфраструктурными осложнениями. Но предпочтительнее, когда эти осложнения не становятся вызовами, а просчитываются, предвидятся и устраняются до того, когда они превращаются в чрезвычайные обстоятельства. Чего, кстати, не случилось в Ростове-на-Дону. Трагедия с гибелью девочки в центре Ростова, когда в ночь с 30 июня на 1 июля 2016 года на город обрушился ливень, и дождевыми потоками школьницу затянуло под припаркованную машину, где она захлебнулась, не стала жестким уроком для местных чиновников. Судя по всему, с тех пор не поднимались вопросы о весьма своеобразном «благоустройстве» города вкупе с неработающей ливнёвкой, что и спровоцировало вызванный дождем настоящий потоп в центре донской столицы в июле, к счастью, без жертв.
Пока мэр продолжает формировать свою команду, что, надеюсь, станет позитивным фактором, направленным на повышение эффективности управления миллионным городом. Раздает обещания гражданам, заявляет о наличии множества идей. Но как они будут реализовываться, зависит еще и от формирования новой гордумы, и от развития эпидемиологической ситуации.
Если бы в 2014 году не были отменены прямые мэрские выборы, и Алексей Логвиненко пришел на свой пост в результате прямой поддержки горожан, он мог бы свободнее распоряжаться своими полномочиями и строить политику в городе с учетом тех пожеланий и претензий людей, которые высказывались в ходе предвыборной кампании. А теперь ему и его сторонникам предстоит сделать немалые усилия, чтобы реабилитировать имидж муниципальной власти в глазах населения Ростова, серьезно подорванный предыдущими управленцами.
В плюс мэру Ростова можно отнести то, что он откликнулся на просьбы людей сохранить парк Осенний, раскритиковал
несовершенный проект по реконструкции Театральной площади. Но вот многочисленные требования общественности не разрушать историческое здание «храма знаний» – уважаемый и известный в крае лицей №20 им. В. П. Поляничко – приняты во внимание не были…
Задачи перед Алексеем Логвиненко стоят непростые, пиаром здесь не обойдешься. Чиновник пока по инерции делает упор на
выполнении Стратегии развития Ростова до 2035 года и майских указов президента. Однако в городе невпроворот конкретных проблем – надо коренным образом усовершенствовать работу муниципальных служб, навести порядок с парковками в городском центре, благоустроить набережную, принять новый план развития
центральной части Ростова, привлечь федеральные деньги на реконструкцию памятников и т. д…
Муниципалам во главе с мэром – важно говорить с людьми! Создавать условия для диалога, в том числе, с различными общественными и политическими силами. Время «формальных собраний с декларативными итогами» прошло. Ведь
в связи с последними изменениями увеличивается объем полномочий муниципальных органов, возникает больше
финансовой свободы, эти органы приобретают реальный управляющий статус… Недостаточно и того, что Алексей Логвиненко на хорошем счету у областных властей.
Оценку его деятельности в конечном счете будут давать ростовчане. Стоит помнить: мэры меняются, а города остаются.
Сергей Миронов, Председатель партии «Справедливая Россия»:
«Главной тенденцией последних лет остается усиливающаяся конкретизация запросов активной части жителей городов к градоначальникам и в целом муниципальной власти – все более четкие требования по обеспечению прав жителей в части благоустройства, зонирования городских пространств с учетом мнения проживающих в этих зонах горожан…
Умение слышать граждан, учитывать разные мнения, находить компромиссы между различными интересами становится одним из главных качеств успешного главы города. А это значит, что городская власть должна быть открытой к диалогу к главному и наиболее эффективному способу предотвращения и разрешения конфликтов.
В этой связи на самом деле подлинный рейтинг, подлинную оценку гражданами работы градоначальников показывают только выборы. Но сейчас люди могут выбирать напрямую мэров всего лишь в нескольких городах. Если брать крупные, то это Москва и Санкт-Петербург, а также семь региональных центров…
Если глава города получает полномочия непосредственно от избирателей, это только усиливает его позиции в решение всех местных проблем, и эти решения идут на благо горожан…».
Павел Данилин, Директор Центра политического анализа:
«С принятием поправок в Конституцию в наш обиход вводится новое понятие – «публичная власть». Это понятие пока не конкретизировано, но уже приблизительно понятно, в каком направлении будет двигаться законодательство.
Встраивание в систему публичной власти – власти муниципальной будет, безусловно, фактором обеспечения связанности, взаимной ответственности регионов и муниципалитетов. Конечно, новые положения не будут вступать в противоречие с подписанными ранее международными правовыми актами и той частью Конституции, по которой муниципальная власть отделена от региональной. Но, тем не менее, рост взаимозависимости и взаимосвязанности будет однозначно».
Алена Август, специалист по связям с общественностью:
«…Что значит мэр в представлении российского человека? Это не просто какая-то чиновничья единица, это – человек, который отвечает за город. И тот мэр, который действительно не оставил своих, в общем-то, соседей в информационном вакууме, думаю, в этой ситуации нарастил себе рейтинг доверия, люди сейчас будут верить многим его словам и решениям, даже не относящимся к коронавирусу. Такой мэр вправе рассчитывать на усиление общественной поддержки, управление общественным мнением. К сожалению, таких мэров оказалось немного. Сразу приходит на ум пример градоначальника небольшого города в Иркутской области – Саянска – Олега Боровского, который разрешил малому бизнесу не прекращать работу во время пандемии. Вроде бы, он выступил против основной линии, но, с другой стороны, действовал по обстоятельствам, учитывал местные показатели, попытался не допустить кризисной ситуации в экономике. Алгоритмов не было никаких! Надо было реагировать».
Павел Салин, политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ:
«…политизация мэрского корпуса региональных столиц и других крупных муниципалитетов в последнее время носила не только «плебисцитарное» измерение и происходило не только и не столько по воле федерального центра, а зачастую вопреки ей. С одной стороны, поправки как раз юридически упраздняют местное самоуправление, вводя «единую систему публичной власти», что является эвфемизмом «вертикали». С другой – мэрский корпус, чувствуя изменение общественного запроса и растущее давление снизу, наоборот, всё больше демонстрирует политическую субъектность. Знаковым стало протестное поведение мэра Якутска Сарданы Авксентьевой, которая подтвердила своё реноме и в этот раз, публично проголосовав против поправок.
Однако если она публично демонстрирует оппозиционное поведение с момента своего избрания в 2018 году, то в «политический оборот» стали вовлекаться и её коллеги из других регионов. В частности, уже бывший мэр Норильска Ринат Ахметчин сначала раскритиковал власти Красноярского края за занижение статистики по коронавирусу, а потом ушёл в отставку. И хотя этот маневр скорее связан с желанием бывшего чиновника избежать назначения «крайним» за экологическую катастрофу на объекте «Норникеля», сам факт обращения к такой повестке является весьма показательным. В сложной ситуации оказались и власти Хабаровска. С одной стороны, они «осторожно» осудили участников протестных акций, а также несколько занижают численность их участников. С другой – занижают не так сильно, как силовики (а в лояльности местных силовиков в Москве также есть очень серьёзные сомнения), и осуждают не так активно, как от них хотели бы федеральные власти и новый врио губернатора Михаил Дегтярев».
Сергей Смирнов, политолог, генеральный директор фонда «Прикладная политология», исполнительный директор филиала клуба политического действия «4 ноября» (г. Ростов-на-Дону):
«…Алексей Логвиненко, как глава администрации Ростова-на-Дону, и его отношения с ростовчанами во многом оказались заложниками нескольких факторов.
Во-первых, он уже третий сити-менеджер Ростова за последние неполные шесть лет, и все его предшественники досрочно уходили в отставку, что не могло не подрывать авторитет самой этой должности. А сам Алексей Логвиненко неоправданно долго (почти полгода) работал с приставкой «врио», что порождало слухи, что он – временная кандидатура.
Во-вторых, ему в наследство досталось огромное число городских проблем и целый хвост коррупционных скандалов…
В-третьих, оппозиционные политики и медиаресурсы по-прежнему с упорством, достойным лучшего применения, ставят в вину Алексею Логвиненко его предыдущую службу в полиции и работу в коммерческих структурах, намекая на их коррупционный характер. Ну, и last but not least, пресс-служба городской администрации, несмотря на недавнюю смену её руководителя, по-прежнему работает неэффективно. И как в таких условиях завоевывать доверие и уважение горожан?».
Наталья Калинина, философ, доцент кафедры журналистики Амурского государственного университета, председатель регионального отделения партии «ЯБЛОКО» (г. Благовещенск):
«Персона нового мэра Благовещенска не стала неожиданностью для общественности – Олега Имамеева готовили к этой работе, больше года он проработал первым заместителем предшественницы, Валентины Калиты.
Новый мэр – выходец из строительного бизнеса, занимался строительством дорог, поэтому можно предположить, что власти Благовещенска сосредоточатся в ближайшее время на выполнении проектов, связанных с ремонтом и обслуживанием дорог.
Ожидать ли от нового лица чего-то сверхординарного? Не думаю. Олег Имамеев – опять же, член команды. Как когда-то я говорила и про Калиту, фигура мэра в Благовещенске не играет никакой персонализированной роли. Это, в общем, безликий чиновник, который в укладе ничего не меняет, назначенец, выполняющий указания сверху и поставленный для определенных задач, которые необходимо выполнить на данном этапе, и не более того.
Имамеев – классический управляемый винтик властной машины… ( он )чётко продемонстрировав свой подход к управлению. Он заявил примерно следующее: у нас в городе по указанию губернатора Орлова будет разрабатываться программа по озеленению. Такая речь звучала весьма странно, после многих лет усилий активистов и требований к городским властям обратить внимание на эту проблему. И тут, чтобы разработать какую-то маленькую программу по озеленению, потребовалась вмешательство губернатора области! И вот вам показатель статуса нашего мэра: самостоятельности у них не было и, видимо, не будет. Потому что, увы, это подтверждается полным отсутствием попыток налаживания диалога с горожанами. Даже если предположить, что градоначальникам не хватало денег, то общественность не слышала даже попыток озвучивания стратегий, потому что их просто не было».
Эдуард Коридоров, политконсультант, редактор РИА «ФедералПресс» (2016-2018 гг.), член комитета РАСО по политтехнологиям:
«Летние подвиги мэра Екатеринбурга Александра Высокинского развиваются в трёх направлениях.
Во-первых, он укрепил свои аппаратные позиции благодаря отличным итогам голосования по поправкам в Конституцию: Екатеринбург показал небывалую явку – около 45%. .. Успех налицо, но в чём именно заключается личная заслуга мэра в нелегком деле мобилизации электората, сказать трудно.
Во-вторых, в Екатеринбурге по-прежнему высоки риски локальных протестных выступлений, по сути, спровоцированных муниципальной властью. Это всё те же благоустроительные страсти, когда власть решает за людей, что, где и как будет сделано. Горячих точек на карте города всё больше. Навскидку можно назвать ЦПКиО им. Маяковского, парк УрГУПС, парк ХХII партсъезда. Схема везде одна: узнав о планах благоустроителей, люди начинают бунтовать, затем вроде бы налаживается диалог (от которого сам мэр чаще всего уклоняется), затем власть всё делает по-своему, а протестующих записывает в террористы.
И, в-третьих, в гордуме окончательно оформилось меньшинство, настроенное «свергнуть» Высокинского за его нежелание либо неумение прислушиваться к голосу разных общественных групп. Новую силу обретает инициатива возвращения прямых выборов мэра, и у неё есть сторонники не только в гордуме, но и в областном Заксобрании. Высокинский реагирует на всё это увеличением публичной активности как в медиа, так и офлайн, инспектируя город».
Сергей Бирюков, политолог, профессор Сибирского института управления:
«Ситуацию в Новосибирске в условиях постепенно идущей на спад пандемии коронавируса можно назвать в целом управляемой, и вводимые публичные ограничения вызвали в целом сдержанную (нередко скептическую) реакцию новосибирцев… Локоть продолжал позиционировать себя как хозяйственника и «мэра всех новосибирцев», избегая чрезмерного втягивания в масштабные политические процессы и кампании – он отказался сформулировать свою позицию по поправкам в Конституцию РФ, не противопоставляя таким образом позицию президента России позиции ЦК КПРФ и Новосибирского обкома КПРФ (отвергших поправки)».
Олег Крючков, руководитель корпункта НТВ в Крыму:
«Особенных достижений, как и особых провалов, в деятельности мэра Симферополя Елены Проценко в исследуемый период не наблюдалось…
Основная большая тема – проблема с водоснабжением, а также реализация проектов, которые запланированы по благоустройству города. Никаких подвижек в этих вопросам тоже не происходит..
Впрочем, местные жители ещё надеются, что когда-нибудь в городе появится действительно настоящий мэр, и Симферополь вернёт себе звание «самого зелёного» города страны».
Антон ЧАБЛИН, Главный редактор портала «Акценты»:
«Для мэра Махачкалы Салмана Дадаева последние месяцы стали явной проверкой на прочность. Среди самых острых ситуаций – мусорный коллапс из-за компании «Лидер» и ландшафтные пожары в окрестностях. Так или иначе, они связаны с хронической нерешённостью «мусорной» проблемы в городе, по поводу которой и Дадаев, и политики республиканского уровня много говорили, но ничего не делали…
Кадровые решения Дадаев только обещает (в последний раз – не далее, как в январе), но, видимо, находится под гнётом мелких внутри- и межгрупповых договоренностей, не позволяющих начать решительно решать проблемы. Ко всему этому присовокупился тяжелейший экономический кризис в условиях пандемии, заставивший, скажем, рестораторов выйти на стихийный митинг. Эффективной коммуникации мэрии во главе с Дадаевым с общественностью (и не обязательно протестной!) не видно. В этом смысле, правда, Дадаев мало отличается от других сугубо аппаратных фигур во главе крупных городов СКФО.
Ярких личностей, способных проводить собственную политику и, главное, способных популярно разъяснять эту политику широкой общественности, фактически не осталось».
Материалы подготовила Л. Лаврова
Читайте больше материалов на нашем сайте