В один из дней местный фотограф пригласил меня съездить в пригород Бухары, в небольшой кишлак, где живут цыгане. Цыган в Узбекистане еще называют люли, они относятся к восточной ветке выходцев из Индии, расселившиеся на территориях Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии.
Вообще, когда начинают говорить о цыганах, мне всегда становится не спокойно...всем известны их пророческие предсказания, приставучие дети, и "позолоти ручку дАрагой".
Но отправляясь в кишлак осевших цыган, я надеялся, что войдя к ним со знакомым, я буду иметь меньше проблем, чем повстречавшись на улице.
Так и получилось. Приехав в кишлак, мы зашли в первый же дом и попросили сообщить Барону (без этого нельзя), что хотим провести в кишлаке некоторое время. Ждать пришлось долго....Но я особо то и не торопился.
Хозяин дома, увидев знакомого фотографа, радостно начал общаться, и решил похвастаться своими новыми голубями. Надо сказать, в Бухаре до сих пор во многих частных домах держат голубей. Хорошая голубятня-гордость хозяина! Тут же набежали дети, стали кружиться во дворе, поднимая голубей в воздух.
В сторонке сидели мамочки и тетушки и не обращая на нас никакого внимания, продолжали свои беседы.
Наконец, получив добро от Барона, мы отправились гулять по кишлаку. Кишлак не большой, и честно говоря я даже не помню, спросил ли я о численности его жителей. Может быть и да, но вот ответ, сколько цыган проживает сейчас, я так и не услышал. Зато в одном дворе, нас напоили чаем, и пожилой мужчина рассказал мне, как он 7 лет кочевал с табором по Сибири.
-кочевал с табором по Сибири...- дикость какая-то! - подумал я, и на всякий случай уточнил, в каком смысле он кочевал табором:
-вы ночевали на улице? или в квартирах?
-в основном на улице, табор всегда имел место стоянки, но ты же знаешь, как зимой холодно в Сибири? В холодные времена мы снимали в деревнях дом, и пережидали холод.
Вокруг деда прыгали маленькие дети, и я спросил его:
-а дети ваши где были?
-это не дети, это внуки! но в то время, конечно же, дети были с нами...
Видя мое недоверие, дед хитро подмигнул мне, и с ходу назвал с десяток городов севера Сибири.
-я даже был в Магадане! - сообщим он мне.
-а сейчас вы вернулись? зачем?
-я вернулся домой, здесь мой дом, теперь мои дети кочуют....
Так как я изначально ехал в кишлак с целью хоть что-то сфотографировать, я не стал больше расспрашивать людей о их жизни, и теперь очень жалею. Наверно, надо просто иметь больше времени, чтобы пообщаться спокойно, ведь не каждый готов будет рассказать о своей жизни, тем более цыгане.
В другом дворе нас накормили сладкими пончиками, которые жарили на огне.
-здесь вчера была свадьба,- шепнул мне знакомый фотограф, это невестка и свекровь...
Меня давно мучал вопрос, какой они веры, и я спросил своего знакомого.
-все здешние цыгане - мусульмане. И да, свадьбы проходят по законам Средней Азии, есть выкуп, есть традиции, всем мальчикам делают обрезание.
Следующий двор напоминал мусорный склад, где среди тряпья и бутылок веселая женщина так же готовила еду.
-зачем им это все?
-они занимаются переработкой мусора, собирают бутылки, потом их сдают.
Опять же, этот момент так и остался для меня загадкой, зачем цыгане собирают мусор и приносят домой? и где можно в Узбекистане сдать пластиковые бутылки на переработку...?
Наверно придется вернуться, и уточнить ....)))
Ближе к обеду жара становилась невыносимой, и мы решили вернуться в Бухару. По дороге заглянув еще в один двор. Там девочки учили математику.
Я был за них рад, но знакомый сразу же озвучил действительность:
-три-четыре класса!
-т.е. они больше не учатся?
-как правило нет.....
Вообще, я заметил, что никто не хотел рассказывать о цыганах. Как будто все старались сохранять какую-о тайну. Как они живут? Где они берут деньги? что делают их дети?
И даже здесь, на краю Бухары, они живут обособленно, никого к себе не пуская, сохраняя свою общину. Я даже не знаю, есть ли у них паспорт и другие документы.