Найти тему

5 проверенных способов показать ребёнку границы дозволенного

Я так много пишу о любви к детям, что некоторые начинают меня упрекать в том, что с моими советами вырастут одни инфантильные эгоисты, и что детям надо всё время что-то запрещать и всё время их за что-то наказывать. Но я не могу с этим согласиться. Ведь если говорить о границах дозволенного, ребёнку их можно показать гораздо более эффективными и менее калечащими способами.
Ребёнок, на самом деле, очень хорошо схватывает границы дозволенного, если нормально их для него объяснять
Ребёнок, на самом деле, очень хорошо схватывает границы дозволенного, если нормально их для него объяснять

Что же это за способы такие?

  • Словестный способ. Я соглашусь с тем, что это очень слабенький способ, но он обязательно должен быть. Каждую границу для ребёнка надо поговорить: "На дорогу выбегать нельзя", "Бить других людей нельзя", "Переходить дорогу можно только на зелёный". Причём, лучше всего говорить именно не то, что "нельзя", а то, что "можно": "Можно играть на площадке" и "Можно топать ножкой, когда злишься" — вполне заменят запреты.
  • Способ остановки. Это работает в категорических случаях, когда речь идёт о жизни и смерти ребёнка или окружающих его людей. Если ребёнок, например, хочет ударить вас, твёрдо (но не жёстко, а просто уверенно!) остановите его руку, показывая, что вы не позволите ребёнку так с собой поступать. То же самое в отношении самого ребёнка, окружающих его детей и взрослых.
  • Способ показа. Им можно закрепить свои слова. Например, вы говорите: "Можно играть только на площадке", и показываете, что вы имеете ввиду под словом "площадка" — то есть вместе с ребёнком обходите всю площадку по периметру, периодически показывая — "Сюда заходить нельзя", "Это площадка, тут можно бегать и играть". Всё то же самое с другим незнакомым для ребёнка местом.
  • Способ извинений. Ну кто из нас ни разу не огорчал другого человека? Разве есть такие люди? Именно поэтому ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка, если он нечаянно обидел другого. Да даже если и специально — этим мы его никак не научим тому, что нужно делать в такой ситуации. А вот что нужно сделать — так это научить ребёнка просить прощения.
  • Способ исправления. Работает точно также, как и предыдущий, но в отношении теперь уже вещей. Если ребёнок сломал, например, дерево (неважно — нечаянно или специально), подумайте: "Как можно это исправить? Что бы я сделал(а), если бы я сломал(а) дерево?". На ум обычно приходит: "Посадил(а) бы новое дерево. Так вот, вместо наказания просто посадите с ребёнком другое дерево.
Сломали песочный замок? Не беда — построим новый
Сломали песочный замок? Не беда — построим новый
Да, во всех этих способах вам потребуется немало терпения и остановиться и немного подумать. Однако, эти способы намного лучше для психики ребёнка, никак не влияют на его уверенность в себе (а то и повышают), а также более приближены к жизни, чем наказания и запреты. Или вы себе всё запрещаете и за всё себя наказываете?