Внимательно посмотрел и послушал 4 августа трансляцию выступления президента Лукашенко, в котором он обратился к народу Белоруссии с мыслями о настоящем и будущем своей страны. Если в нескольких словах – он не сказал ничего нового из того, о чем заявлял или публично рассуждал раньше. Но один момент его выступления был действительно любопытен.
И здесь не идет речь о так называемых «бойцах ЧВК», якобы засланных в Белоруссию, что бы дестабилизировать там обстановку перед выборами. Если в истории с ними что и привлекает внимание, так это собственно спектакль, никчемный, бессмысленный и неталантливо задуманный и поставленный. Надо полагать, он относительно скоро закончится.
Было еще странное заявление о России "заполыхающей до Владивостока" в случае, если с Лукашенко что-то случится по вине Москвы. Но это уже была истерика.
Вот, что было интересно, так это слова Александра Григорьевича о намерении поискать для Белоруссии друзей. На фоне простой и уже давно ставшей общим местом мысли о том, что Белоруссия и Россия перестали быть братьями и теперь останутся навсегда только союзниками. Ну, так поведение Лукашенко в последние годы если и напоминало братские отношения, то исключительно в стиле «один брат-неудачник ищет способы подольше просидеть на шее другого брата». Если желаете, определения «младший» и «старший» расставьте как вам будет угодно – смысла в этом не много, разве что эмоции.
А вот среди кого Лукашенко будет искать себе друзей, прикинуть интересно. Вероятно, Александр Григорьевич ранжирует статусы следующим образом: братья, союзники, друзья. Может быть, иначе?
Опыт последних лет показывает, что круг, из которого белорусский президент может выбирать друзей для своей страны, собственно, не так уж и велик. Это объясняется геополитическим статусом и репутацией, как самого президента, так и его страны. К сожалению (или к счастью для нас?) ни Белоруссия, ни сам А. Г. не тянут даже на регионального игрока. Для США и Евросоюза Лукашенко «последний диктатор Европы», а Белоруссия – территория, на которой можно создать еще один очаг напряженности для России. То есть, здесь друзей не найти и надо будет пойти только по одному пути – отдать суверенитет под внешнее управление и стать сателлитом американцев. Для Лукашенко этот путь неприемлем.
Кто же остается? Китай? Арабы? Южноамериканские страны? Может быть Мексика или Австралия? Вы же понимает, что это несерьезно. Даже у Исландии, буде Лукашенко "подружится" с ней, он потребовал бы снизить цены на селедку и прочие морепродукты – как знак дружественных отношений.
А остаются только партнеры по СНГ. Например, Армения. Опыт Пашиняна и Лукашенко уже был. Совсем недавно, в тестовом режиме они попробовали дружить друг с другом против России для своей пользы. Но, тут случился очередной вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, и официальный Ереван быстренько отработал назад. Надо думать, до лучших времен.
Вот вам модель единственно возможной «дружбы» Белоруссии при президенте Лукашенко с теми, кого он попробует определить в друзья. Или, повторюсь, ему придется дружить, как «дружил» блудный попугай Кеша с мажором в известном мультике. Если помните, под крики: «Свободу попугаям!» Кеша выломал дверь и удрал из, казалось бы, во всех отношениях удобной квартиры. Ему страшно не понравилась роль лакея, на которую его назначили.