Найти в Дзене
Экология и жизнь

Зелёный новый курс

Ловим новый тренд: «зелёная» тема возвращается в большую политику. Казалось бы, она же всегда там: акции Гринпис, электромобили и энергетика, саммиты и договоры, ограничения на выбросы и парниковые споры. Грета Тунберг, наконец, которая только недавно потрясла Россию, хотя собирает десятки тысяч человек на митинги вот уже второй год. Но всё это другой, какой-то глобальный уровень, который в последние годы как будто оторвался от интересов людей и во многом поэтому нещадно критикуется той же Тунберг: мол, вы там что-то решаете вскладчину, а температура планеты продолжает расти.

Теперь же, как кажется, экология снова становится дико популярной в политике разных стран мира. «Зелёные» партии вновь поднимают голову в Европе и наращивают популярность. Новые движения этого плана появляются в Африке и Латинской Америке, хотя, казалось бы, местные избиратели живут так бедно, что им не до спасения планеты. Даже в России ходят слухи о потенциальном усилении «Партии зелёных». Но куда важнее, что экологическая тема добралась до политической повестки в Штатах, которые традиционно задают моду всему миру.

SMART READ Green New Deal или «Зелёный новый курс» был представлен в начале 2019 года двумя представителями Демократической партии США: Александрией Окасио-Кортес из Палаты представителей и сенатором Эдом Марки. Поначалу к предложению отнеслись несерьёзно, но сейчас очевидно, что на президентских выборах 2020-ого года демократы сделают на экологию серьёзную ставку. Другое дело, что при первом приближении набор деклараций вызвал недоумение. Так, авторы в минувшем январе предлагали «модернизировать все здания в стране для повышения их энергоэффективности», «отремонтировать транспортные системы в Соединенных Штатах для устранения загрязнения», заменить авиаперелёты высокоскоростными поездами, перевести 100% выработки электроэнергии на «зелёные» технологии. Есть даже намерение сократить поголовье скота для сокращения выбросов метана. И всё это без каких-либо смет и проектов, да ещё за ближайшие десять лет. Сюда стоит добавить создание миллионов хороших высокооплачиваемых рабочих мест, обеспечение высококачественной медицинской помощи и высшего образования для всех. Этакий зелёный социализм.

Неудивительно, что план был воспринят как нереалистичный. Однако в скором времени к Новому курсу прогрессистов подключились и остальные члены Демократической партии. Всё дело в том, что демократы растратили много сил на борьбу с республиканским Трампом, мечтая предъявить ему импичмент, а в итоге не смогли подготовить свою уникальную повестку и сильного кандидата. Так что ставка на экологию может быть спасительным ходом. Особенно, если добавить немного денег и здравого смысла.

LONG READ У Дональда Трампа есть шансы на победу. Да, пока рейтинги показывают небольшой задел основных кандидатов-демократов, которым ещё предстоит пройти внутрипартийное сито праймериз. В Республиканской партии у Трампа конкурентов нет. Но с началом предвыборной гонки цифры будут меняться, и хозяин Белого дома обязательно нарастит показатели.

У демократов же главные кандидаты возрастные и нет внятной программы. Ни мигранты, ни экономика, ни равноправие не трогают сердца этого лагеря. И вот демократы двинулись по «зелёному курсу. Для начала экс-президент США Барак Обама встретился с ярким представителем «зеленого движения» Гретой Тунберг и как будто бы монополизировал её актив. Затем за «Новый зелёный курс» взялся такой опытный сенатор с левой харизмой как Берни Сандерс. Он дополнил программу конкретикой и нарисовал проект стоимостью в 16 триллионов долларов! Теперь демократы предлагают полный переход на электричество из возобновляемых источников к 2030 году, уменьшение выбросов углекислого газа на 71%, а к 2050 году полный отказ от использования углеводородов и запрет на добычу нефти и газа методом гидроразрыва, а также отказ от ядерной энергетики.

Конечно, возникает вопрос, откуда возьмётся сумма, равная расходной части четырех годовых федеральных бюджетов США? Если смена энергетического и технологического уклада, помимо прочего, приведёт и к потерям американской экономики. Но вероятно, проект демократов может поддержать часть национального и глобального капитала, который давно ориентирован на зелёный сектор технологий, вложил в него много заемных средств, а потому не может дать заднюю и очень нуждается в субсидиях от государства и новых реформах.

Так что «Новый зелёный курс» вполне может стать важным политическим и технологическим событием следующего выборного сезона. Постепенно его насыщают иными предложениями от разных частей Демократической партии, в конце концов он примет цивилизованный и вполне «системный» вид. И тогда реакцию американцев будет сложно представить.