«… Заслуживает зачисления в списки части навечно…»
Эта история началась с фронтовой фотографии. В середине второго ряда – молодой неулыбчивый лейтенант Сидоркин. Возможно, в жизни он был весёлым компанейским парнем, а для фотографии сделал «серьёзное лицо». А, может, он и тогда редко улыбался. Война…
Павел Романович Сидоркин родился в 1924 году. До войны жил в Бирске. В январе 1942 года Павла призвали в армию и направили во 2-е Ленинградское Краснознамённое артиллерийское училище. В декабре состоялся выпуск, а в апреле 1943-го года лейтенанта направили в 628-й пушечный артполк, на Воронежский фронт.
Через год он получил первую боевую награду – орден Отечественной войны II степени. 20 апреля 1944 года 135-я армейская пушечная артиллерийская бригада вела бои в районе Живачув и Подвербце (Станиславская область). Под огнём противника Павел Сидоркин засёк места скопления немецких танков и пехоты и передал их координаты на батарею. Артогнём были подбиты 3 танка, сожжён 1 «тигр» и уничтожено более сотни пехотинцев.
Через несколько месяцев лейтенант вновь отличился в наступательных боях: организовал бесперебойную связь, совершал вылазки в тыл врага и добывал точные сведения о противнике. Помимо этого он находился в боевых порядках пехоты и корректировал огонь батареи. Артогнём были подавлены 1 миномётная и 1 артиллерийская батареи противника, а также уничтожено около роты фашистов. Павел Романович был награждён орденом Красной Звезды.
В январе 1945 года во время наступательных боёв он засёк 13 артиллерийских и миномётных немецких батарей, 19 ДЗОТов и 3 скопления пехоты и техники врага. В одном из боёв противнику удалось отрезать путь отхода советским танкам. Павел Сидоркин сопровождал танки и сумел передать на батарею координаты целей. Артиллеристы открыли огонь и уничтожили до 2 рот пехоты врага. Путь был свободен.
Приказом командующего артиллерии 38-й армии от 23.02.1945 года старший лейтенант был награждён орденом Отечественной войны I степени. К тому времени он стал начальником разведки 1-го дивизиона 135-й армейской пушечной артбригады.
Неизвестно, успел ли он получить эту награду: Павел Сидоркин погиб 24 марта 1945 года. Его похоронили на восточной окраине села Дзедзице (Польша). Долгое время детали последнего боя оставались неизвестными. Во всех документах коротко сказано: «убит в бою»...
Лишь позже в Центральном архиве Министерства обороны был найден ещё один документ. В августе 1945 года командир бригады, гвардии полковник Шевченко, направил командующему артиллерией 38-й армии боевые характеристики на трёх погибших героев с просьбой навечно зачислить их в списки бригады. Была такая характеристика и на Павла Сидоркина, из которой и стали известны подробности его гибели.
24 марта 1945 года бригада наступала на Моравскую Остраву из района восточнее города Зорау. Немцы упорно сопротивлялись, неоднократно переходя в контратаки. Павел Сидоркин с группой разведчиков находился на передовом наблюдательном пункте. В контратаку пошли немецкие танки с десантом автоматчиков. По команде начальника разведки батарея открыла огонь. В результате два танка были подожжены, часть десантников убита, а часть рассеяна.
Через полчаса немцы предприняли новую попытку. На сей раз автоматчикам удалось прорваться через передний край. Они стали окружать наблюдательный пункт. Старший лейтенант открыл огонь из автомата. Ему удалось застрелить нескольких фашистов, но остальные продолжали наступать. Когда немцы подошли совсем близко, Павел Сидоркин передал на батарею последние координаты. Он вызвал огонь на себя...
Неизвестно, остались ли у Павла Сидоркина родные. Вероятнее всего, до армии он жениться не успел. Сначала – артиллерийское училище, потом – фронт. Дома Павла ждала мама. Так и не дождалась…
Фотокарточка отыскалась в семейном архиве Артёма Бессонова, внука Ивана Инютина. В далёком 1944-м его дед, капитан Инютин, представлял лейтенанта Сидоркина к первой боевой награде. А в альбоме Ларисы Михайловны Колосовой, дочери капитана Колосова, обнаружился точно такой же снимок, где рядом с каждым офицером была аккуратно подписана фамилия.
Неизвестно, когда была сделана фотография. Возможно, сразу после вручения боевых наград, чтобы отправить родным, на добрую память. Или, может, в момент затишья, когда всем офицерам удалось собраться вместе. Но снимок и впрямь вышел «на память». Вечную память героям!
Материал подготовила Юлия Федянина.
Художественное оформление Сергея Леонова.