Найти тему
Zames Media

Общественный транспорт теряет общество

Планы властей Екатеринбурга пересадить горожан с личных автомобилей на общественный транспорт разбились о коронавирусную самоизоляцию. В общественном транспорте оказалось слишком опасно. Доводы о том, что личное авто это дорого, а общественный транспорт — удобно и выгодно, не смогли убедить екатерибуржцев пересесть с личных автомобилей на автобусы и трамваи, отдать предпочтение метро. И что теперь с этим делать?

Не помогла планам властей и оптимизация маршрутов и тарифов, закупка новой техники, организация выделенных полос, до пандемии коронавируса процесс хоть и медленно, но шел. А потом случился режим самоизоляции, который заставил жителей сидеть дома и по возможности избегать поездок в общественном транспорте.

Переживают коронавирусный кризис перевозчики каждый по своему, что будет дальше с развитием общественного транспорта, пока неизвестно. Со снятием карантина пассажиропоток значительно сократился, а восстанавливается очень медленно.

«На пике ограничений снижение доходило до 80 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. Сейчас по сравнению с летом 2019-го - минус 30-35 процентов», — говорит заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов.

Транспорт ходит полупустой из-за эпидемии коронавируса.
Транспорт ходит полупустой из-за эпидемии коронавируса.

Больше всего от карантинных ограничений пострадал злосчастный метрополитен. В начале апреля пассажиропоток там упал более чем в четыре раза - со 130 тысяч человек в сутки до 30 тысяч. Интервал движения поездов увеличили, а часть сотрудников перевели на четырехдневную рабочую неделю.

Как уверяют в министерстве транспорта города, ситуация постепенно исправляется, сокращены интервалы движения составов, во многом благодаря устранившейся жаркой погоде: с приходом аномального тепла горожане стали реже пользоваться трамваями и автобусами и предпочитать прохладную подземку.

Громкие прошлогодние заявления мэра Александра Высокинского, лоббировавшего строительство дополнительной ветки метро под натиском некоторых заинтересованных горожан, в сегодняшних реалиях выглядит странно и неуместно, когда вагоны идут по имеющимся веткам практически пустые. Как и писал неоднократно Zames, всё это были пустые разговоры и обещания.

Наземный транспорт Екатеринбурга в ещё более сложном положении, вынужден порой «перевозить воздух».

Режим работы и количество машин на маршрутах строго регламентированы условиями контракта с городской администрацией, как способ профилактики распространения инфекции. Для того чтобы в час пик обеспечить социальную дистанцию в салоне, перевозчики вынуждены сохранять количество машин на линии.

Хотя в мэрии и говорят, что число единиц техники на маршрутах осталось прежним, по субъективным ощущениям горожан, транспорт стал ходить реже, в некоторых маршрутках пришлось отказаться от кондукторов, водителям приходится самим продавать билеты.

Автотранспортные предприятия вынуждены заниматься оптимизацией своих расходов: одни отказываются от капремонта техники, другие идут на риск и сокращают количество автобусов на линии, сейчас трафик на дорогах снизился, соблюдать расписание стало проще, говорят водители общественного транспорта.

В мэрии города уверены, что пассажиры в трамваи и автобусы вернутся, так как властями проделана большая работа по превращению общественного транспорта в основное средство передвижения горожан, обновлён автопарк.

Но вот уж удивительная новость звучит так: вводить запреты и ограничивать автолюбителей в правах и возможностях никто не собирается.

Создаётся впечатление, что мягкое принуждение в виде убеждения граждан отказаться от собственных автомобилей для удобства передвижения по городу властной верхушки, под знамёнами «дешевизны и безопасности» общественного транспорта, и скрытых причин — создавать пробки на дорогах города, не загрязнять воздух идет как раз по пути запретов для блага узкого круга лиц.

Несмотря на нежелание жителей, имеющих собственные средства передвижения, пересаживаться в места социального скопления по личным и объективным причинам, городские власти не оставляют своих попыток реализации плана реформирования транспортной системы путём ущемления прав горожан.