Найти тему

Новый «дом» для башни

Можно ли подвинуть здание? Совершенно точно да – если речь идет о его сохранении. В июле 2020 года в Москве произошло удивительное событие: на Складочной улице на сто с лишним метров передвинули водонапорную башню конца XIX века постройки, принадлежавшую бывшему заводу «Борец», – все для того, чтобы спасти сооружение от сноса. За последние сорок лет это первое здание, которое сменило «место жительства». 

Случаев, когда дома «переезжали» на самом деле немало: первое документальное свидетельство перемещения здания на другое место относится к 1455 году. Тогда итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти за несколько дней передвинул на 13 метров колокольню церкви в Болонье, что позволило освободить место для строительства нового административного здания. В России такую практику впервые применили в 1812 году, когда крепостной механик-самоучка Дмитрий Петров вместе с рабочими передвинул деревянную церковь в Моршанске на 42 аршина. 

Последним значимым опытом передвижки зданий в столице был переезд дома Сытина на Тверской, к углу Настасьинского переулка, в апреле 1979 года. Здание двигали на 47 метров вдоль улицы, чтобы сохранить и расчистить пространство для нового корпуса «Известий». 

Конечно, роль и значение водонапорной башни конца XIX века на бывшем заводе «Борец» в московской истории и архитектуре невозможно сравнивать ни с домом Сытина, ни со знаменитыми передвижками 1930–1940-х годов, когда перемещали Саввинское подворье, дом генерал-губернатора, Глазная лечебница на Тверской и другие дома-путешественники. Однако же ее переезд – чрезвычайно важное событие. 

Участок на Складочной улице, 6 до недавнего времени был территорией действующего компрессорного завода «Борец» – одного из крупнейших машиностроительных предприятий в Москве. Основанный в октябре 1897 года как «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа», он строился по проекту архитекторов Николая Струкова и Николая Поликарпова. В военные годы «Борец» производил мины для фронта – их металлические корпуса в изобилии находили в наши дни при земляных работах на территории. В 2008 году завод был закрыт, поскольку владельцы решили перенести производство в Краснодар, а в середине 2010-х годов участок площадью 12,8 га неподалеку от Третьего транспортного кольца продали девелоперам. Здесь планируют построить жилой комплекс и технопарк. 

Важно отметить, что никаких формальных обязательств сохранять башню на заводе «Борец» у застройщика не было – она не обладает статусом объекта культурного наследия. Тем не менее, строительная компания бережно отнеслась к исторической постройке и решила спасти башню и два других заводских здания. Чтобы не сносить, три исторических строения 1898-1899 годов – модельную мастерскую, сборочный корпус и водонапорную башню – было решено сдвинуть на южную сторону участка и интегрировать в новый комплекс технопарка. В них обустроят офисы, а также культурную и музейную зоны. 

Для перемещения огромная водонапорная башня весом 1600 тонн с заложенными окнами и дверьми была отделена от фундамента, укреплена металлическими поясами, распорками и стальными затяжками и поставлена на металлическую платформу-раму. Под башню подвели монолитную железобетонную плиту, чтобы было во что упирать домкраты. Здание ехало по специально построенным для этого «рельсам». Башню, в отличие от двух других корпусов «Борца», двигали целиком. Проект перемещения модельной мастерской и торцевых фасадов сборочного корпуса предусматривает их «технологическую резку» на части. В частности, фасады сборочного корпуса уже разделены на три отдельных элемента. Кроме того, запланировано обязательное усиление конструкции металлическими фермами, затяжками и обвязочными поясами. На новом месте здания вновь «соберут». Как подчеркивают организаторы, места разрезов и швов согласовывают с реставраторами «для обеспечения максимальной сохранности элементов кладки». 

Технологии бережной передвижки, как выясняется, не так уже и сильно изменились со времен XV века. И хотя вместо быков и лошадей используют мощные домкраты, но платформа со зданием едет по все тем же рельсам и каткам, - только сегодня они уже стальные, а не деревянные. Но так же, как и в старину, их вручную переставляют сзади наперед, чтобы башне было по чему катиться. Специалисты реставрационно-строительной компании, проводившей операцию по перемещению зданий, говорят, что пробовали применять современные технологии, в том числе с компьютерной синхронизацией тягловых усилий, но все же пришли к выводу, что по старинке, с домкратами и катками, надежнее: главное – двигать здание равномерно и строго по линии, без отклонений. 

Процесс передвижки зданий на Складочной улице окончательно завершится в ноябре 2020 года. 

Текст подготовлен по материалам интернет-портала «Хранители Наследия».