Карьера классического музыканта кажется многим неблагодарной и безденежной. И действительно, на большую сцену пробиваются единицы, зарплаты рядовых педагогов в детских музыкальных школах – мизерны, а доход со свадеб и корпоративов нестабилен. Так что многие по окончанию консерватории спешно переквалифицируются. Но, наш сегодняшний гость – Николай, не захотел так просто бросить мир музыки, и поэтому совместно с друзьями открыли арт-бар, в котором иногда выступают и сами.
— Когда к вам пришла эта идея – ещё до окончания консерватории, или уже позже?
— Пришла через несколько лет по окончании.
— А работали по профессии после выпуска?
— По специальности я скрипач, на тот момент играл во втором составе филармонического оркестра. Из-за того, что сидел во втором составе, а не в основе – платили почасовку, в целом получалось очень немного. Поэтому ещё подрабатывал, играл в струнном квартете, в основном на корпоративах и ужинах играли. Ну и соло иногда "халтуры" были.
— Откуда возникла идея попробовать себя в бизнесе? И почему решили связать его с музыкой?
— Попробовать себя в чём-то то своём давно хотелось, ещё в институте думал. Но тогда конечно ни денег, ни времени не было. Потом начал работать, но все равно с деньгами все печально было. Было бы легче, если бы был в основном составе оркестра, но там одни и те же по 40 лет сидят, а уходить не собираются! Поэтому даже с халтурами не хватало, хотелось что-то менять. Ну, а открыть арт кафе решили с другом. Мы с ним учились вместе, потом оба во втором составе сидели, и часто после работы заходили куда-то посидеть. Так в общем и придумали – хотелось чтобы было своё место, где посидеть можно.
— Тяжело было открывать? Как решали денежный вопрос, если работа большого дохода не приносила?
— Частично мы с Димой (друг) сложились, были же все таки накопления небольшие. Кое-что заняли у друзей и знакомых, ну и небольшой кредит брали. Открывать не сильно тяжело было, но нанимали человека, который помогал с оформлением всего, с получением разрешений, лицензий и так далее. На это тоже пришлось потратиться. Ну и первоначальная оплата аренды. Многое по декору и интерьеру достали вообще бесплатно. Решили стилизовать бар под закулисье, многие вещи просто друзья приносили – старые инструменты, декорации. Поэтому основной расход был на мебель только.
— Сцена у вас была с самого открытия?
— Да, вокруг неё и строили весь проект.
— Есть ли свои инструменты и аппаратура, или все приносят выступающие?
— Звуковая аппаратура у нас своя, из инструментов – стоит фортепиано, ударная установка, есть пара акустических гитар. Остальное – каждый со своим выступает. Ну и наши личные инструменты тоже там есть, но на них только мы играем.
— Какую музыку у вас можно услышать чаще всего?
— Вообще палитра широкая. По началу было больше джаза и рока, но сейчас к нам многие консерваторские ходят, так что и классика бывает. Это конечно несколько необычно, но даже посетителям "не музыкантам" нравится. Лично наш бэнд играет джаз. Очень нетипичное звучание, согласитесь, редко скрипку в джазе услышите.
— А какой у вас состав?
— Скрипка, фортепиано, контрабас и установка. Типичный
квартет, но вместо духового – скрипка.
— Как набиралась публика и посетители? Как я понимаю, в вашем городе это не единственное место?
— Есть арт-площадки, но посвящённой конкретно музыке – нет. Мы не проводим никаких других ивентов, только концерты и сейшены. Посетители – во первых, помещение с хорошим расположением, так что люди и сами заходят. А основной костяк – студенты консерватории, музучилища, ну и в целом музыкальная тусовка. На момент открытия у меня было очень много знакомых, поэтому многие начали ходить после личного приглашения, сарафанное радио работало тоже. Я не могу сказать, что у нас и сейчас много посетителей, но это такая специфика места.
— Не планируете расширить помещение? Во многих крупных городах такие арт-проекты разрастаются до неофициальных сцен. Нет такого в мыслях?
— Помимо заработка, открывали ещё и место для себя. Сейчас, по сути, проводим там большую часть дня, а если ещё и выступаем в этот день – вообще безвылазно сидим. Поэтому расширяться пока не хотим. Хочется ещё и самим поиграть, сейчас вот много встречаемся, репетируем. Кроме пианиста все раньше играли классику, так что много нового о джазе узнаю сейчас, уходит много времени. Но, через какое-то время – вполне возможно. У нас в городе много музыкантов, которые хотят проявить себя. А наша площадка – как раз для этого.
— Если не секрет – на каких условия, примерно, договариваетесь с другими музыкантами?
— Поначалу многих своих знакомых приглашали просто бесплатно поиграть. Они в обмен на это приводили своих слушателей, так что с кассы зарабатывали. Дальше уже начали либо на фиксированную сумму договариваться, либо же на процент от вечерней прибыли. Хорошие музыканты, которые известны по городу, по сути и делают основную кассу – всегда прилично народа приходит их послушать. Кроме этого, у нас ещё играет много молодых музыкантов. Бывают вечера, на которые любой может записаться и получить своё время. Там конечно мы ничего не оплачиваем, но либо я, либо мои друзья всегда слушаем, и понравившихся исполнителей зовём уже отдельно, с оплатой.
— На такие вечера никаких предварительных отборов нет? Ведь может же абсолютно не умеющий играть человек прийти.
— Бывает, даже довольно часто. Мы не запрещаем выступать, обычно человек быстро понимает, что поддержки у публики нет, и заканчивает. Но некоторые все отведённые полчаса горланят, ничего их не смущает. Таким в следующий раз обычно вежливо стараемся отказать в участии.
— Расскажите вкратце, кто ещё у вас выступает, кого зовёте?
— Многие из консерваторских выступают, некоторые бэнды из других городов приезжают. Иногда даже джаз батлы устраиваем. Особенно круто, когда кто-то из приезжих соглашается выйти против наших ребят.
— Как проходит такой батл?
— Вообще, достаточно похоже на популярные сейчас рэп батлы. Бывают между двумя солистами, либо между коллективами. Кстати, у нас есть вечера, когда абсолютно каждый может поучаствовать в батл-сейшене, бросить другим вызов.
— Как определяете победителя?
— Победителя определяют посетители. После того, как обе стороны выступили – зрители голосуют. Негласное правило – проигравшие проставляются на всех участников.
— Есть какие-то правила, ограничения? Как я понимаю – это все по большей части импровизация.
— Именно. Конечно, исполнители договариваются о мелодии, которую будут играть, выбирают начальный темп, ритм. Но, а все остальное – импровизация, музыкальное общение между участниками. Я, когда ездил в Москву, любил ходить в Клуб Козлова, очень мне нравилось, как там все проходит. Поэтому на него и опирался, когда у нас все организовывал.
— А как у вас дела с кухней? Или больше расчёт на то, что человек слушать придёт, а не есть?
— Вечером так и происходит. У нас небольшое помещение, а если играют известные – людей много приходит, некоторые даже стоят. Так что в такое время полноценные блюда мало кто берет, в основном идёт пиво, другие алкогольные напитки и закуски. А днём у нас даже ланч можно заказать. Многие, кстати, заходят. Плюс, если вечером концерт – днём исполнители часто приходят прорепетировать, так что можно посмотреть на подготовку, тоже интересно. Но в целом позиций в меню немного.
— Вы говорили, что часто сами выходите играть. Не мешает вся организационная работа вашим выступлениям?
— Первое время не играли. После открытия я наверное год инструмент в руки не брал, не успевал. А потом стало поспокойнее, так что начал сначала сам играть, а потом вот собрали бэнд. Все равно иногда хотелось бы вечером выйти, сыграть, а есть другая работа. Но раза три в месяц выходим, плюс сами репетируем.
— О чем вы мечтали в начале вашего музыкального пути?
— Сначала я мечтал стать солистом, но быстро понял, что точно не смогу. Так что основной мечтой было попасть в хороший оркестр, может в Европу уехать.
— Не жалеете о том, как все сложилось?
— Абсолютно нет. Не спорю, мечта с хорошим оркестром осуществима, но все таки не для меня. И тем не менее, я смог найти место, которое помимо дохода позволяет мне в удовольствие заниматься любимым делом. Я не стал солистом, но, тем не менее, мне нравится играть. Да и тут встретился с другими участниками бэнда. Так что я абсолютно счастлив.
— Есть расхожее выражение, что музыкант на хлеб всегда заработает. Согласны?
— Полностью. Да, возможно хлеб будет немного почерствевшим, но точно будет, если не сидеть сложа руки.
— А тем, кто хочет немного большего, что можете посоветовать?
— Сложно сказать. Считаю, что это та профессия, которая без любви и самоотдачи теряет смысл. А если любовь есть – как правило финансовые вопросы отходят на второй план. Если не голодаешь, конечно.
— Как считаете, есть ли карьерная перспектива у всех тех начинающих музыкантов, которые приходят к вам поиграть?
— Зависит от того, чего они хотят. В плане заработка – далеко не факт, в плане интересной жизни – скорее всего да. Но я уверен, что при настойчивости и любви к своему делу они смогут найти нишу. А я рад, что могу им в этом помочь.
Другие наши интервью:
Художник надгробий: памятник Ельцину и ночи, проведённые за последним портретом своих друзей
Художник-культурист о том, как не спиться, не умереть с голоду и с огнем в глазах смотреть в будущее
Остальные интервью читайте на нашем блоге Яндекс Дзен, или же в нашем Телеграм канале «Непростое Интервью»
Помимо бесед с множеством героев, которые мы не можем опубликовать здесь в силу правил сообщества, в телеграме вы можете задать любой вопрос нашим героям и получить на него ответ.
А если вы – обладатель интересной профессии, хобби, или же знаете таких людей – напишите нам, и вы станете героем нашего следующего интервью. Анонимно или публично – на ваш вкус!