Русскому человеку близка тема сострадания. В основе нашего воспитания, так или иначе, лежат христианские нравственные ценности: доброта, порядочность, терпимость, сочувствие, бескорыстие и т. д. Даже если человек отстранился и абстрагировался от религии, это откладывается на подкорку мозга.
Однако такое сострадание вызвано исключительно эмоционально - эмпатичным спектром, и здесь скорее подходит такое слово, как сочувствие.
Рассмотрим концепции других конфессий и народов, например буддизм. В буддизме тема сострадания раскрывается более всесторонне.
Сострадание на уровне чувств является всего лишь первым уровнем в буддизме.
Для полного понимания я углублюсь немного в суть буддизма.
Почему вся наша жизнь - страдание, и как помочь ближнему?
В основе буддизма лежит учение о четырех истинах. Оно подразумевает под собой то, что вся наша жизнь - страдание, причем не только физическое или душевное. Оно определяется несовершенностью всего сущего,и именно преодоление этого мирового конфликта, является выходом из дуккхи (дословно - страдание, жажда). Это и есть вторая ступень сострадания.
Через призму наших представлений обо всем мы не можем видеть истинную суть вещей, из чего следует, что тот мир, в котором мы живём, не может быть реальным. Мир - это проекция наших идей и установок, из этого следует, что он всего лишь иллюзия. Мы строим этот мир для себя, создаём иллюзию, и в ней живём.
Есть еще 3 ступень сострадания, но о ней практически невозможно рассказать словами. Для осознания этого придется отпустить понятия добра, зла, дуальности, противоположности и мира.
Так же сострадание это механизм эволюции, который позволяет нашему виду выживать и процветать. Без эмпатии на всех ее уровнях, сочувствия и любви, человек был обречен на взаимное уничтожение. Благодаря этому эволюционному механизму мы можем сотрудничать, помогать и существовать.
Сострадание - есть высшая степень человеческого самосознания.