(часть первая)
О гербе города Весьегонска в Собрании законов Российской империи екатерининских времён говорилось: "Рак чёрный в золотом поле, которыми воды, окружаюшие сей город, весьма изобилуют", и описание это, по удивительному стечению обстоятельств, оказалось пророческим.
Первые стоянки близ нынешнего Весьегонска относятся к незапамятным временам охотников и собирателей, остатки каменных орудий и жилищ которых были найдены археологами вдоль берегов реки Мологи в ХХ веке, а само место впервые упоминается в исторических источниках под именем Весь Ёгонская между 1445 и 1453 годом, в грамотке, где вдова боярина Собурова - Олёна - передаёт его в качестве пожертвования московскому Симонову монастырю.
Само название предположительно происходит от финно - угорских слов "весь" - люди и "йоки" - река. И правда, воды здесь хватало. Поселение располагалось у впадения речки Рени в полноводную Мологу, в свою очередь, вливавшуюся в Волгу, на пути торговых караванов, и в Веси Ёгонской проезжие купцы останавливались для отдыха и совершения коммерческих сделок.
В 1776 году Екатерина 2 указала правительствующему Сенату: "Пользы ради и для вящей выгоды жителям... всемилостивейше повелеваем село Весиегонское переименовать городом... и сей новый город приписать к Тверскому наместничеству". Императрица лично утвердила регулярный план застройки, и поставила резолюцию: "тако быть сему".
С той поры Весь Ёгонская зажила по новому. Поскольку через эти места проходила Тихвинская водная система, в новообразованном городе очень быстро возникла зажиточная прослойка, которая делала свою маленькую выгоду на торговых операциях. По деревням, приписанным к Весьегонску, промышляли рыболовством, заготовляя для двух столиц впрок солёную и мороженую речную рыбу, добывали смолу и дёготь. Промысловые люди собирали по болотистым местам ягоды, леса были богаты грибами и дичью. В городе процветали ремёсла вроде выделки кож, добычи глины и изготовления кирпичей, на высоком берегу Мологи артельщики рубили известняковые плиты для строительства - в общем жизнь била ключом.
Существенным минусом обитания в этом краю был коварный характер Мологи. Каждую весну река разливалась, затапливая большую часть города.
Весьегонцы путешествовали по улицам на лодках и плотах, заплывали друг к другу в гости. Периодически обсуждалась идея перенести городские постройки на возвышенность, но большинством голосов жителей подобные предложения отвергались. Мол предки наши жили с неспокойной рекою в соседстве, и мы проживём.
С прекращением движения по Тихвинской системе в конце ХIХ века и город стал приходить в упадок. В первые годы двадцатого столетия здесь насчитывалось менее шести тысяч обитателей.
С приходом советской власти предпринимались неоднократные попытки вернуть старый водный путь в строй, а также превратить Весьегонск в железнодорожный узел, соединив его стальной магистралью с промышленным Череповцом, но от проекта отказались, поскольку на горизонте уже маячила идея Большой Волги.