Министерство просвещения РФ объявило о запуске проекта поддержки школ с низкими образовательными результатами «500+». Проект направлен на повышение качества образования через поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении. На первом этапе проекта планируется охватить 250 школ более чем в 20 регионах страны.
Не всем понятное название «500+» связано с поставленной задачей достижения функциональной грамотности в каждой школе, то есть достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA. В Международной программе по оценке достижений учащихся PISA используется 1000-балльная шкала. Уровень качества образования в стране считается высоким, если средние баллы её 15-летних школьников превышают 500 баллов и по читательской, и по математической, и по естественно-научной грамотности.
В PISA-2018 наши школьники показали средний балл по читательской грамотности – 479, по математической – 489, по естественно-научной – 478. В общем итоге Россия оказалась в начале четвертого десятка из 79 стран, участвовавших в исследовании. Всем, кто с сомнением относится к международным исследованиям, сразу скажу, что Рособрнадзор - главное российское ведомство, надзирающее за качеством образования в наших школах, дает ему еще более жесткие оценки. Временно исполняющий обязанности главы Рособрнадзора Анзор Музаев не так давно сообщил: «Если брать все срезы, которые у нас есть, около 32-35% [учащихся] не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам, в странах-лидерах – это 5%. Сейчас наша задача, задача Министерства просвещения в том числе, чтобы эту цифру вывести хотя бы на уровень в 5% – такой, как у мировых лидеров в сфере образования».
Понятно, что неслучайно в указах Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до … » и 2024 и 2030 года присутствует такой показатель, как «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования», правда, его достижение вторым указом отодвинуто с 2024 года на 2030 год. Цель правильная. Именно она является и первой целью Национального проекта «Образование», под её реализацию задуман и объявленный проект «500+», который добавляют в нацпроект. И лозунг у нового проекта тоже правильный - «Важен каждый ученик»!
Поддержка школ с низкими образовательными результатами важна и нужна. Но для того, чтобы вся это важность воплотилась, есть важное условие - поддержка должна быть действительной поддержкой, то есть нужны правильные действия в соответствии с правильно понятыми причинами явления. Глядя на предлагаемый проектом пакет мер для достижения цели вот с этим как раз трудно согласиться . Этот пакет предполагает отправить в школы методики адресной поддержки по кадровым и содержательным вопросам, включая формирование новых кадровых ресурсов. Но! методичек общего характера достаточно и сейчас, дефицита нет. Где взять столько выдающихся методистов, которые очень быстро изучат конкретную школу, найдут ту педагогическую «веревочку», за которую нужно будет дёрнуть, чтобы открыть «дверку» к педагогическому успеху, опишут инструкцию по применению и вдохновят коллектив школы реализовать именно её, это большой вопрос, на который не ответит никто. Если таковые есть, то почему до сих пор эти волшебные методички не написаны?!
Проект гласит, что в штате учреждений должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники. Надежда на то, что такие руководители и педагоги покинут свои школы, в которые они вложили много сил и души, и отправятся поднимать педагогическую «целину», минимальна. Кроме того, нужно ли ставить под удар те школы, которые понесут такие потери. Вероятность появления в школах методистов близка к нулю по причине их, практически, отсутствия как класса. Конечно, в штатном расписании легко может появиться такая кадровая позиция и она будет быстро занята кем-то из педагогов, но это не будет означать появления реального и универсального методиста, способного вытащить запущенную школу.
Большая беда российской школы заключается в том, что методические службы на муниципальном уровне пали жертвами бесконечной оптимизации, их просто нет на бескрайних педагогических просторах. В лучшем случае сохранились лишь региональные и столичные центры развития образования/институты повышения квалификации, в которых за копеечную зарплату работают бывшие учителя тех же школ. Более того, нет и понимания сути и смысла методической деятельности, как особого вида деятельности, а в связи с этим и специализированной подготовки методистов. Могу констатировать это с ответственностью человека, посвятившего этой важной деятельности своё научное исследование.
Студентов педагогических вузов, имеющих успехи в учебе, на которых возлагает надежду проект, безусловно, ждут в школах. Но от собственных успехов в учёбе до успехов учеников нужно пройти непростой путь, причем рядом с опытными коллегами, и нет уверенности, что студенты задержатся в школе, посмотрев на условия, в которых им придется работать.
Проект обещает, что школы получат возможность сетевого взаимодействия с лучшими образовательными организациями в своих регионах, но они всегда её имели и имеют. По задаче «организовать на муниципальном и региональном уровнях «творческие педагогические лаборатории» по предметным областям с привлечением методистов» регионы отрапортуют тут же о том, что они имеются. И они реально имеются, правда на выходе с теми результатами, которые приводят нас в начало четвертого десятка мирового рейтинга.
А как же быть и что делать?! Для того, чтобы поддержка была не декоративной, а реальной и эффективной, действовать нужно по двум направлениям. Об этом в моей статье в "Новой газете"