Найти тему

Фэндом, или Туда и обратно. Глава 1 (окончание)

Еще оставалась возможность брать книжки у друзей «на почитать», но здесь тоже была проблема – у нас особо не было друзей и знакомых, у кого было бы много фантастики. Допустим, у нас были знакомые с Дюма или с двенадцатитомной Детской энциклопедией, а вот с фантастикой не очень. В этом смысле мне повезло, что у моего друга Артура в Севастополе было немного фантастики, я у него брал почитать несколько ежегодников «Фантастика» за 60-е годы (в том числе ту, где была «Суета вокруг дивана»), еще я брал у него Меерова, а остальное не помню.

Кроме Стругацких, здесь еще был "Алгоритм успеха" Савченко, рассказы Григорьева, Варшавского, Днепрова и "Литературные итоги 1964 года"
Кроме Стругацких, здесь еще был "Алгоритм успеха" Савченко, рассказы Григорьева, Варшавского, Днепрова и "Литературные итоги 1964 года"
Ещё были "Защита-240" и "Сиреневый кристалл"
Ещё были "Защита-240" и "Сиреневый кристалл"

Читал я также разные номера «Искателя», но как-то выборочно и бессистемно.

Кстати, относительно Севастополя, у меня там тоже был стандартный маршрут «по киоскам». Сначала я летом там жил у бабушки на улице Дмитрия Ульянова (недалеко от Херсонеса), но там с книжными и киосками было не очень хорошо. На остановке общественного транспорта «наверху» был книжный магазин, но он был какой-то научно-технический, причем достаточно слабый. Я там покупал книжки из серии «Библиотечка «Квант»», и всё. Киосков там было два – один у большого гастронома, если идти по улице Ерошенко в сторону площади 50-летия СССР, и еще один внутри универмага, который рядом с кинотеатром «Россия». Бабушка меня отправляла за хлебом-молоком и купить газету «Неделя», я приходил к 15-00, когда киоск открывался после обеда, туда еще был завоз товара, и продавщица сначала все пересчитывала, записывала, а я подсматривал, сколько штук чего привезли, и хватит ли на меня, кроме «Недели», еще шахматной газеты «64» или газеты «Футбол-Хоккей».

-3

Чтобы ходить именно по книжным, нужно было ехать в центр. Вскоре бабушка съехалась с моей тетей и ее папой (моим двоюродным дедушкой) в одну квартиру на Большую Морскую, и ходить по киоскам стало удобнее. На Большой Морской была большая «Военная книга», был маленький, но очень хороший букинист напротив «Военной книги», было несколько хороших киосков, был заодно магазин «Мелодия» с пластинками, потом можно было дойти до площади Нахимова и повернуть на улицу Ленина, там сразу стоял еще один книжный, а потом около сквера Ленинского Комсомола стояло что-то железное типа старого троллейбусного салона, так вот в нем тоже был очень неплохой букинист. Лет 5 назад я видел, что этот вагончик все еще стоял на том же месте, и там была будка сапожника, а есть ли он сейчас – даже и не знаю.

Иногда (очень редко, но всё же) походы по книжным магазинам приносили хорошие плоды (то есть фантастику в книгах). Это бывало в тех случаях, когда книга не ассоциировалась как фантастика по обложке (скажем, я так купил «Геометрический лес» Гора) и/или вообще находилась в другом отделе магазина. Например, я совершенно свободно купил сборники «иностранцам, изучающим русский язык» «Формула невозможного» и «Гость из страны фантастики». В последнем была «Девочка» и «Билет в детство» Колупаева, и я полностью запал на этого автора, потом нашел и прочитал в БСФ «Фирменный поезд «Фомич»», но этот поезд был какой-то рваный по сюжету, я еще не был в курсе, что они сильно сокращен. НО на много лет Колупаев стал у меня советским фантастом номер 3 после Стругацких и Булычева.

Здесь мне запомнился "Сломался эскудер" Биленкина, "Пространство жизни" Чудаковой и "Обсидиановый нож" Мирера. Ну и еще фраза "Последнее дело - запивать шашлык лимонадом"
Здесь мне запомнился "Сломался эскудер" Биленкина, "Пространство жизни" Чудаковой и "Обсидиановый нож" Мирера. Ну и еще фраза "Последнее дело - запивать шашлык лимонадом"
Кроме Колупаева, здесь еще было несколько хороших рассказов Варшавского
Кроме Колупаева, здесь еще было несколько хороших рассказов Варшавского

Кстати, целых три раза (чего не бывает) мне удавалось купить в заштатных букинистах «Пену дней» Виана. Одну я оставил себе, вторую продал уже в студенческое время за невероятную цену 40 рублей, а третью тоже в студенческое время поменял на трилогию о Каммерере томского издательства.

Тираж 54000 экземпляров - небольшой по тем временам
Тираж 54000 экземпляров - небольшой по тем временам

Папа несколько раз откуда-то добывал книжки из серии, которую выпускало Западно-Сибирское книжное издательство, там был Михеев, Прашкевич, Константиновский. Я их тоже все сразу читал, но запомнилась только та повесть Прашкевича, где герой находит Бормана в Южной Америке, там еще была большая карта с лампочками на стене, как фашисты собирались захватывать весь мир (вот сейчас примерно такая же картинка показывается в финале игры «Цивилизация», когда повторяется весь ход игры на карте и на большой скорости).

И здесь было несколько рассказов Колупаева!
И здесь было несколько рассказов Колупаева!

Еще папа приносил несколько книг из серии «Библиотека журнала «Сельская молодежь»», у меня точно был том 1 с Днепровым, Альтовым, Варшавским и том 3 с «Далекой Радугой». С последним произошел случай. Я пошел на шахматы и зачем-то взял эту книгу с собой, не помню уже, зачем. Ее увидел мой тренер, замечательный Русаков Яков Давыдович, тут же попросил ее у меня, сел в сторонку и стал читать, и не отдал мне, пока не прочитал всю «Далекую Радугу», благо она не очень длинная. Зато через год он мне порекомендовал новинку в ЗФ: «Квадраты шахматного города» Браннера, и она была интересная.

-8

Кстати, еще абзац про шахматы и фантастику. Я уже выше писал про книгу Казанцева «Дар Каиссы». Как известно, Александр Петрович был не только крупным изобретателем и известным писателем-фантастом, но еще и международным мастером по шахматной композиции (то есть, придумывал разные хитрые шахматные задачки и этюды). Как раз в этой книге он соединил фантастику и шахматы. Кроме того, в шахматном журнале «64 – Шахматное обозрение» было опубликовано в разное время несколько повестей и рассказов авторов, фамилии которых я не помню, и которые тоже с некоторой натяжкой относились к фантастике (скорее, к сказке, но явно не детской). К сожалению, я вообще не помню ни одного названия, даже на фантлабе их нет.

Где-то в начале восьмидесятых хорошие книжки можно было купить в обмен на макулатуру. Придумали такую систему, что ты приносишь макулатуру в сборный пункт, тебе дают карточку, где вклеены 4 марки, на которой написано «5кг» и напечатано название книги, а потом ты идешь в магазин и выкупаешь эту книгу. Почему-то самой первой такой книгой стал Фейхтвангер «Гойя», и на этом прокололось много народа, потому что бежали, сдавали и выкупали, и это был ни детектив, ни приключения, ни фантастика. Второй книгой были «Похитители бриллиантов» Буссенара, потом было «Признание Мегрэ», а потом я уже и не помню, но фантастики там точно не было (по крайней мере, в Омске, может, в других городах перечень книг был другой). Помню, что за 40кг мы с папой купили «Графа Монте-Кристо». Я его дважды начинал читать, сначала все было интересно, аббат Фариа там, подкоп сквозь стену, а после того, как он сбегал из замка ИФ, шла какая-то скукотища, поэтому я дважды бросал его читать, а дочитал до конца уже курсе на третьем, когда устроил себе месячник Дюма и прочитал «Графа Монте-Кристо», «Королеву Марго», «Графиню де Монсоро», «Сорок пять» и еще что-то менее известное.

Помню я этот "Английский детектив", синий такой, хорошая книжка.
Помню я этот "Английский детектив", синий такой, хорошая книжка.

Еще я ходил в кино на фантастику («Козерог-1», «Петля Ориона»), но киноманом я так и не стал, потому что книжки были лучше.

Вот сейчас я совсем не могу определить, в какие времена я успел прочитать много ключевых книжек – в старших классах школы или уже в универе. Понятно, что если год издания – 1985 и позже, то уже универ, а если самое начало восьмидесятых – то когда угодно. Скажем, «Голубятню» Крапивина я прочитал точно в студенчестве, а вот «Мальчика со шпагой» я читал в детстве в журнале «Пионер». Вообще, если задать сакраментальный вопрос: «Какие книги на вас сильно повлияли и «перепахали» ваше сознание?», то я могу точно сказать, что не перепахала меня ни одна книга, но было несколько книг, в которых я находил подтверждение или обоснование каких-то важных вещей, которые я и так считал правильными, но окружающие не были со мной согласны. Вот как раз такой книгой был «Мальчик со шпагой». Я с детства спорил со взрослыми по разным вопросам, на меня кричали, говорили, что я маленький и не имею право поправлять взрослых и, тем более, ругаться с ними, я понимал, что они неправы, и вот, наконец, в Крапивине я нашел подтверждение всем моим мыслям, что среди взрослых также много козлов, и им можно и нужно отвечать, в том числе грубить (вот пример выше – мымра в библиотеке).

Еще я точно помню, что читал в школьные годы трилогию Велтистова про Электроника (четвертую книгу уже читал позже), и что книжки мне не шибко понравились, а вот кино было лучше.

Журнал «Костер» я не выписывал, и почти его не читал. Но еще была газета «Пионерская правда», и там печатались с продолжением повести Кира Булычева, причем они печатались по главам, и пионеры призывались к написанию продолжения. Надо было отправить свой текст в газету, а потом Булычев типа изучал эти тексты, и на их основании дальше придумывал главу. Я думаю, что все это жульничество, и повесть была написана у него заранее, но все равно было очень интересно. Ты вот стараешься, пишешь, делаешь так, чтобы наши победили, а тут раз – «Дэ в плену у кренгов!», и что делать? Я писал продолжение только после первой главы, убедился, что мои идеи никуда в ход не пошли, и больше не продолжал.

Вот сверху есть список школьников, которые поучаствовали в написании новой главы, а Трифонова Миши там нет
Вот сверху есть список школьников, которые поучаствовали в написании новой главы, а Трифонова Миши там нет

И еще была передача по телевизору «Этот фантастический мир». Она бывала очень редко, нужно было все бросать и идти ее смотреть. Самые любимые мои выпуски были, там где «Похищение чародея» и где «О скитаниях вечных, и о Земле». Потом надо было разыскать в библиотеке те рассказы, по которым снимали телеспектакли, и прочитать их.

По рассказу Берестова "Алло, Парнас!"
По рассказу Берестова "Алло, Парнас!"

В целом, еще раз повторюсь, я не могу определить то время или ту книгу, с которой началось мое ярое увлечение фантастикой. Такого времени и такой книги точно не было, но просто в определенное время стало так, что если я видел книжку, журнал, где была ракета, звезды, планеты, инопланетные пейзажи – всё, меня охватывает пламенное желание схватить и все прочитать. То есть в прямом смысле – мне становилось жарко, сознание сужалось до этой картинки, мне нужно было это иметь у себя дома и пр.

Я читал, что у кого-то бывало чувство неловкости, что он вот любит какую-то фантастику, а его вокруг не понимают люди. Вот такого чувства у меня отродясь не было, я исходил всегда из того, что если я что-то очень люблю, то это и есть самое лучшее, а если кто-то этого не понимает, то он - дурак, и это его проблемы. В старших классах у меня было три базовых тезиса: «Высоцкий – гений», «Шахматы – спорт» и «Фантастика – это лучшее, что есть в литературе», и спорить со мной по этим поводам было иногда даже небезопасно.

Таким образом, я закончил школу и поступил на мехмат НГУ, зная, что буду заниматься математикой, стану ученым, а в свободное время буду читать фантастику. Ориентиры были уже выставлены: Стругацкие/Булычев/Колупаев у наших и Шекли/Брэдбери/Лем у иностранцев.