Что такое франшиза простыми словами
Если говорить совсем просто: это покупка прав на бизнес-модель.
Разъясним. Существует некий предприниматель, основатель прибыльного бизнеса, к примеру, это магазин одежды. Его бренд успешно продается и он готов делиться своим бизнесом, не бесплатно конечно.
К нему обращается другой предприниматель, не столь успешный, но готовый много работать. Первый продает ему франшизу своего бизнеса и становится франчайзером.
Он будет иметь неплохой процент с продаж, получит паушальный взнос, а делать ничего уже не будет, за него будет работать его успешный бренд и его новый коллега, который теперь будет именоваться франчайзи.
Для начала работы, франчайзи должен заплатить партнёру паушальный взнос и роялти. Сколько они составляют и зачем их необходимо платить мы расскажем далее.
Чтобы все эти платежи и право на использование бренда, а также технологий были юридически оформлены, между франчайзи и франчайзером заключается договор.
Анализировать прибыль после открытия бизнеса по франшизе поможет программа для автоматизации магазина Бизнес.Ру. Отчеты в разных разрезах дадут возможность получать актуальную информацию по магазину в любое время.
Три составляющие франшизы
Купить франшизу мало, стоит разобраться во всех ее нюансах, например в составляющих.
Бренд
Он может быть известным или неизвестным, конечно франчайзи заинтересован в приобретении «раскрученного» бренда, который сразу же способен приносить доход. Если такой найден, то прежде чем открыться по вывеской этого бренда, нужно приобрести на него права, это и есть основа франшизы.
Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзер должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии. Иначе передача будет считаться незаконной.
Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда, то есть прав работать под вывеской этого бренда. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.
Бизнес-модель
Предприниматель купившей франшизу, должен с ней подробно ознакомиться, ведь это полное описание всех процессов и стандартов работы компании, вплоть до цвета мебели в офисе.
Как правило, все эти данные зафиксированы в документах, чаще всего это стандарты компании. Именно они передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос.
Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия.
Контроль
Отношения во время работы между франчайзером и франчайзи могут быть самые разные.
Первого, со временем, может перестать устраивать то, как работает его партнер. Это проявляется в халатности к работе, из –за чего снижается качество обслуживания и прибыль.
Страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы.
Какие виды контроля существуют? Перечислим основные:
- Проверки, она может быть официальной или внеплановой. Отличный вариант также – тайный покупатель.
- Геймификация. Это вид подразумевает получение франчайзи бонусов за достижение определенных показателей – обычно это выручка предприятия.
- IT-система. Управляющая компания подключает франчайзи к единой системе (CRM или ERP). Так руководство может онлайн отслеживать все денежные вопросы, выполнение всех стандартов и многое другое.
Примерная схема работы по франшизе
На самом деле, схема довольно проста:
- Франчайзер выставляет свои услуги на рынок и ждет пока найдется покупатель.
- Когда он находится, франчайзи вносит первую сумму, которая дает франчайзеру гарантию того, что он не исчезнет на полпути, а будет работать на благо всей сети и приносить прибыль.
- Франчайзер предоставляет «коллеге» бизнес-план, все разработки по бизнесу, следит за ходом работы, успехами, оказывает помощь и корректирует действия партнёра.
Виды франшиз
Сегодня в России более 3000 франчайзинговых предложений самых разных видов - этот вид бизнеса стремительно развивается.
1. Производственные. Они подразумевают передачу покупателю технологии производства товара и права выпускать этот товар самостоятельно под брендом этой фирмы.
2. Товарные. Они сегодня самые востребованные. Суть проста: франчайзер производит и поставляет товар, а франчайзи его продаёт.
3. Сервисные. К ним относятся ремонт телефонов, химчистки, автомойки. Покупатель франшизы получает бренд и технологию предоставления услуги, на которой и зарабатывает.
4. Исключительная франшиза, когда только один франчайзи имеет право представлять интересы франчайзера на определённой территории.
5. Мастер-франшиза, которая делает из франчайзи фактически франчайзера, позволяя ему продавать франшизу другим предпринимателям. Так работают Макдональдс, Сабвей, Papa John’s и тд.
Открывая магазин по франшизе, начните работу правильно с автоматизацией бизнес-процессов. Поможет вас в этом товароучетная система Бизнес.Ру. Контролируйте закупки, с легкостью проводите инвентаризацию, в два клика формируйте каталог товаров и проверяйте точность выполнения сотрудниками поставленных задач.