Найти в Дзене

ОЛЬГА ХАБИБУЛЛИНА: «Сейчас репертуар у альтистов ничуть не легче, чем у скрипачей»

В 1960 году по инициативе композитора, общественного деятеля, основателя и первого ректора Казанской консерватории Назиба Гаязовича Жиганова в Казани открылась Средняя специальная музыкальная школа. В этих стенах в разные годы учились Михаил Плетнев, Юрий Егоров, Рубин Абдуллин, Рэм Урасин, Рустем Абязов, и многие другие известные музыканты.     В этом году школа-десятилетка, как и консерватория, отмечает свой юбилей. Нашу серию интервью, посвященных знаменательным датам, продолжает беседа с Ольгой Борисовной ХАБИБУЛЛИНОЙ – заслуженным учителем Татарстана и России, альтисткой и педагогом. С 1965 года и по настоящее время Ольга Борисовна преподает в Средней специальной музыкальной школе, с 1969 года – в Казанской консерватории, где ведет специальный класс альта.     – Ольга Борисовна, Вы родились в городе Борзя Читинской области. А где начался Ваш музыкальный путь?     – Там я была совсем малышкой, а потом уже все время жила в Казани. Мой музыкальный путь начался в первой музыкальной

В 1960 году по инициативе композитора, общественного деятеля, основателя и первого ректора Казанской консерватории Назиба Гаязовича Жиганова в Казани открылась Средняя специальная музыкальная школа. В этих стенах в разные годы учились Михаил Плетнев, Юрий Егоров, Рубин Абдуллин, Рэм Урасин, Рустем Абязов, и многие другие известные музыканты.    

В этом году школа-десятилетка, как и консерватория, отмечает свой юбилей. Нашу серию интервью, посвященных знаменательным датам, продолжает беседа с Ольгой Борисовной ХАБИБУЛЛИНОЙ – заслуженным учителем Татарстана и России, альтисткой и педагогом. С 1965 года и по настоящее время Ольга Борисовна преподает в Средней специальной музыкальной школе, с 1969 года – в Казанской консерватории, где ведет специальный класс альта.    

– Ольга Борисовна, Вы родились в городе Борзя Читинской области. А где начался Ваш музыкальный путь?    

– Там я была совсем малышкой, а потом уже все время жила в Казани. Мой музыкальный путь начался в первой музыкальной школе им. Петра Чайковского, где я училась играть на скрипке. На альте я начала учиться только в училище, после окончания музыкальной школы.    

– Чем Вас привлек этот инструмент?    

– Во втором-третьем классе музыкальной школы Рувим Львович Поляков мне все время говорил, что я альтистка, видимо, из-за качества звука. А я даже не знала, что такое альт. В школе преподавал оркестр Ильяс Ваккасович Аухадеев, он тоже мне все время говорил мне, что я альтистка. А потом и маму убедил в том, что это замечательный инструмент.    

– Кто привил Вам любовь к музыке?  

– В семье не было профессиональных музыкантов. Но все же семья была очень музыкальная: бабушка хорошо пела и даже сочиняла песни, мама играла на балалайке, а тетя играла на гармошке. Рассказывали, что в детстве, как только тетя начинала играть, я сразу же успокаивалась и переставала плакать.    

– Какой была атмосфера, когда Вы учились?    

– Была очень творческая атмосфера. Студенты были талантливые и творческие люди, желающие учиться, постигать, играть, выступать и концертировать. У нас был замечательный дирижер оркестра Исай Эзрович Шерман, он был великолепным музыкантом, был Натан Григорьевич Рахлин. Учиться было очень интересно. В училище работал Ильяс Ваккасович Аухадеев – бывший скрипач, поэтому с ним у нас очень интересно проходил оркестр. Педагогический состав был разнообразный и очень сильный. Педагоги, которые работали в консерватории, также преподавали и в училище: Вадим Алексеевич Афанасьев, Афзал Насретдинович Хайрутдинов, Георгий С коллегами по кафедре альта  Христофорович Ходжаев и Иттаки Габдулхаевич Халитов, поэтому был плавный переход из училища в консерваторию.   С большой благодарностью вспоминаю своих педагогов. Многие из них потом стали моими коллегами. Потом были их ученики: Галина Серебрякова, Людмила Левицкая, которые учились у Афанасьева, Петр Каплуновский – ученик Семена Басовского. Поколения меняются, а школа и традиции остаются.  

Вы учились у Семена Зеликовича Басовского. Каким педагогом он был?  

– Он был замечательным педагогом и отличным музыкантом. В 1945 г. вернулся с фронта и поступил в консерваторию, а после ее окончания начал работать. Он преподавал скрипку и альт, был основателем альтовой школы в консерватории.    

– Какие качества он воспитывал в учениках?    

– Любовь к музыке! Он был очень утонченным, музыкальным человеком. Да, он был требовательным, но его поведение, отношение к музыке, предмету и специальности вызывало уважение, желание заниматься у студентов.    

– Какие консерваторские занятия запомнились Вам больше всего?    

– Очень интересно было заниматься квартетом у Бориса Вольфовича Каплуна. Мы ездили на конкурсы, смотры с квартетом. У меня были замечательные партнеры, скрипачи из класса сначала Натана Брауде, а потом Георгия Ходжаева, потому что Брауде уехал. Была Гульфира Сафина – замечательная виолончелистка, ученица Халитова. Долгое время существовал наш квартет, все пять лет, пока мы обучались. По камерному ансамблю я занималась у Цили Григорьевны Вестерман. Это были квинтеты, фортепианные квартеты. Было интересно.    

– А какие развлечения у студентов были в то время? Капустники?  

– Все наши развлечения – это то квартет, то квинтет, то оркестр, то специальность. Я работала в десятилетке и в консерватории училась, поэтому особых развлечений не было. Педагоги были молодые, они и в футбол играли, и гоняли на мотороллерах. Любили смотреть чемпионаты мира по хоккею и футболу.   А потом бурно все это обсуждали. А капустники были великолепные, очень талантливые, интересные, совместные с педагогами и студентами. Все валом валили в концертный зал, чтобы побывать на капустниках.    

– А Вы принимали участие в капустниках?    

– Сама нет, только наблюдала. Капустники проходили и в десятилетке, и в училище, и в консерватории. Мы как в театр ходили из одного учебного заведения в другое.  

– Кто из знаменитых артистов приезжал в Казань? Чьи концерты Вы посещали?    

– Приезжал Генрих Нейгауз, он давал открытые уроки и играл концерты. Это было здорово. Приезжала Маринэ Яшвили – великолепная скрипачка, Мстислав Ростропович. Неоднократно приезжал квартет им. Дмитрия Шостаковича. Они очень любили нашу публику. Исполняли все квартеты Шостаковича и квартеты Бородина, Бетховена. Также мы посещали мастер-классы вокалистов. В актовом зале проходили открытые ярмарки вокалистов, где они исполняли выпускную программу. Из разных театров России приезжали «раскупать» их, смотрели, кому какие голоса нужны, предлагали места в крупных театрах. Было очень интересно.  

– Каким Вам запомнился Назиб Жиганов?    

– Он был хорошим музыкантом, приходил слушать практически все кафедральные концерты. Слушал и запоминал студентов. А после в коридоре подходил к ним, общался и поддерживал. Меня это всегда удивляло. Он также был заботливым хозяином своего помещения. Приходил и спрашивал, не холодно ли студентам в классе, тепло ли греют батареи во время занятий. Я знаю, что он приходил к нам в школу на отчетные концерты, приходил в интернат и интересовался, как живут дети, есть ли у них одежда. Назиб Гаязович вникал в эти вопросы, и такое его отношение вызывало огромное уважение к нему.  

– У Вас богатый педагогический стаж. Помните, как начинали преподавать?    

– Я помню, как было трудно, но старшие коллеги мне очень помогали. Сначала я работала в Первой музыкальной школе. Директор школы Рувим Львович советовал присутствовать на всех зачетах, вне зависимости от того, играют мои ученики или нет, слушать обсуждения, вникать, запоминать программу.    

Педагоги Казанской консерватории. Стоят (слева направо): В.А.Афанасьев, М.Г.Ахметов, И.Г.Халитов, Г.Х.Ходжаев. Сидят: С.З.Басовский, О.Б.Хабибуллина, А.Н.Хайрутдинов
Педагоги Казанской консерватории. Стоят (слева направо): В.А.Афанасьев, М.Г.Ахметов, И.Г.Халитов, Г.Х.Ходжаев. Сидят: С.З.Басовский, О.Б.Хабибуллина, А.Н.Хайрутдинов

– А как Вы начали работать в спецшколе при консерватории?    

– В десятилетке Семен Зеликович предложил мне заниматься с его учениками. Сначала их было двое, потом число увеличивалось, и таким образом постепенно образовался класс альта уже в десятилетке. Я занималась с тяжелыми учениками, которых хотели исключить из школы. Так я проработала достаточно долго, а потом стала предлагать брать учеников с первого класса и их уже учить как будущих альтистов. С этим согласились, и постепенно это принесло свои плоды, потому что учили не тех, которых исключают, а тех, кто уже занимался на скрипке несколько лет. Потом переводили их на альт в шестом или седьмом классах. И сейчас я так работаю. Так мы подняли уровень и престиж альта. Сейчас репертуар у альтистов ничуть не легче, чем у скрипачей. Программы очень усложнились, они стали виртуозными.    

– С кем из учеников Вы поддерживаете связь?  

– У меня очень много ребят выпустилось, многие из них концертирующие музыканты, концертмейстеры оркестров в разных городах. В Казани это Николай Лаптев – мой школьный выпускник, который сегодня является народным артистом Республики Татарстан. Владимир Бабешко – концертирующий альтист, стипендиат фонда Анне-Софи Муттер. Несколько лет назад выступал с Александром Сладковским, концертировал в Москве, во Франции, в Германии.    

– А с кем легче работать – со школьниками или со студентами консерватории?    

– Все нелегко, потому что люди разные и проблемы у всех разные. Поэтому нельзя сказать, что легко, но зато очень интересно. Это разный репертуар, язык и совершенно разная психология малыша и взрослого человека. Очень интересно наблюдать за ростом ученика, как из малыша он становится настоящим музыкантом, выступает на конкурсах, завоёвывает места.    

– Включаете ли Вы в репертуар произведения татарских композиторов?  

-Да, совсем недавно выпустила сбор- ник переложений. Включаю произведения Рустема Яхина, Александра Ключарева, Мансура Музафарова, Фарида Яруллина, Загида Хабибуллина.  

– А чем Вы увлекаетесь помимо музыки?  

– Выращиваю цветы. Очень люблю глоксинию, она у меня есть в разных от- тенках: фиолетовая, красная, розовая.

Беседовала Алина Раджабова

Материал опубликован в журнале "Идель"

http://idel-tat.ru/news/kultura/olbga-khabibullina-seychas-repertuar-u-altistov-nichut-ne-legche-chem-u-skripachey