После знакомства с "Домиком няни А. С. Пушкина" я решила навестить еще одно пушкинское место, расположенное в деревне Кобрино, - усадьбу "Руново".
Мызу Руново прадед великого поэта Абрам Петрович Ганнибал приобрел у потомков графа Петра Матвеевича Апраксина в 1762 году. Знаменитый "арап Петра Великого" здесь не жил, поселившись после выхода в отставку в Суйде, но возвел на мызе усадебный дом.
После смерти Абрама Петровича Руново с деревнями унаследовал по завещанию его сын Осип Абрамович Ганнибал, дед Александра Сергеевича Пушкина. Но скандальный развод Осипа Абрамовича с супругой Марией Алексеевной и длительные судебные тяжбы привели к тому, что деревня Кобрино с мызой Руново по решению Сената перешли к его малолетней дочери - Надежде Осиповне, будущей матери великого поэта.
В двухэтажном усадебном доме в Руново, где поселились Надежда Осиповна и Мария Алексеевна, часто гостили их родные. Несколько лет у них прожил брат Марии Алексеевны - подполковник Михаил Алексеевич Пушкин. В 1792 году в руновской усадьбе родился его сын Алексей. Именно после его рождения Мария Алексеевна взяла в дом крестьянку Арину Родионовну, которая впоследствии станет няней А. С. Пушкина.
После замужества Надежда Осиповна вместе с супругом Сергеем Львовичем Пушкиным поселится в Петербурге в "Измайловском полку". Рядом с ними купит дом и Мария Алексеевна, но лето они по-прежнему будут проводить в Руново.
За пять месяцев до рождения сына Александра Пушкины переедут в Москву. Если бы не этот отъезд, то Руново вполне могло стать местом рождения великого поэта.
Он увидит дом, построенный прадедом, в 1800 году, когда Пушкины приедут продавать усадьбу. Приобрела ее Шарлотта Карловна Жандр, супруга известного русского мореплавателя и исследователя Юрия Федоровича Лисянского. (На современных картах усадьба "Руново" часто обозначена как "усадьба Лисянского).
В 1841 году у потомков Лисянского Руново купит Надежда Тимофеевна Карташевская (урожденная Аксакова), любимая младшая сестра Сергея Тимофеевича Аксакова. Писатель неоднократно бывал у нее в гостях. Гостили в бывшем доме Ганнибалов Николай Васильевич Гоголь и Тарас Григорьевич Шевченко.
В 1887 году пожар уничтожил деревянную усадьбу, но Карташевские заново отстроили дом на старом фундаменте, изменив лишь внутренние планировки и сохранив его внешний облик.
В том же году Надежда Тимофеевна подала прошение "об устройстве остановочной платформы" на Варшавской железной дороге, взяв на себя обязательство вносить арендную плату за пользование землей. Платформа будет построена уже после ее смерти в 1894 году и будет названа в честь нее - Карташевской. Ее имя дали и дачному поселку, который неподалеку от платформы был в начале XX века основан потомками.
Усадьба принадлежала Карташевским до 1917 года. Летом ее сдавали внаем. Известно, что дачный сезон 1905 года здесь провели Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский.
После 1917 года в Руново размещалась школа для детей из окрестных деревень, затем интернат для слепых. В годы Великой Отечественной войны усадьбу занимала испанская "Голубая дивизия". В 1961 года здание было передано областной туберкулезной больнице.
В мае 1989 года деревянное здание снова вспыхнуло: пожар быстро ликвидировали, но он успел повредить кровлю и уничтожить башню с большими часами. На фотографии 1991 года вместо часов на башенке видна глухая стена, но бывший господский дом все еще цел. К тому времени больница уже покинула усадебные стены.
О пожаре, случившемся в 2018 году, я узнала на месте, когда сквозь заросли высокой травы увидела грустные развалины.
Издевательски с сохранившегося фасада на меня смотрела табличка, свидетельствующая о том, что "усадьба, в которой в 1800-1837 году жил мореплаватель Лисянский Юрий Федорович охраняется государством". Объектом культурного наследия федерального значения Руново стало еще в 1974 году.
О былом великолепии напоминает усадебный парк, который сейчас плотно окружен современными дачами и больше похож на лес.
Угадывающиеся в высокой траве тропинки вокруг усадьбы просто усыпаны старинными кирпичами. Наиболее часто встречающиеся - с клеймом "ЗНЗ". В каталоге кирпичных клейм Санкт-Петербургской губернии о производителе информации немного, известно только, что выпускали их в Новоладожском уезде.
О кирпиче с клеймом "ЗАВ ГОЛУБ." сведений побольше. Выпускал их в начале 1890-х годов купец Иван Иванович Голубев, арендовавший кирпичный завод в деревне Вероланцы Губаницкой волости Петергофского уезда у графини Елизаветы Эсперовны Трубецкой.
Предвосхищая возмущения в комментариях, скажу, что кирпичи я не собираю и усадьбы не разваливаю! А вот фотографировать их и изучать их историю люблю :)
Такая невеселая история об одном из пушкинских мест.
Хорошо, что сохранили избу, которую бабушка Александра Сергеевича Пушкина построила в Кобрино для его няни Арины Родионовны. Сегодня там работает прекрасный музей "Домик няни А. С. Пушкина"