Найти тему
ROCK-N-ART

2016 - Алексей Балабанов. От школьной доски до памятной

Оглавление

Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры.

Читать начало истории: 2013, 18 мая - Ю-Питер. Печальный концерт в Риге

Я не помню совсем, как мы познакомились с Лёшей. Весьма вероятно это было на каком-нибудь премьерном показе фильма или в знаменитом подвале Универстета у Лёни Порохни. Пока мы оба жили в Екатеринбурге, встречались редко, но всегда со взаимной симпатией. У нас не было общих проектов, как с Кормильцевым или Пантыкиным, но был общий знаменатель - англомания. Английский рок и английские сказки были любимы всем нашим поколением, но лишь Балабанову удалось приблизиться к этим фетишам вплотную. Я имею в виду его полугодовую стажировку в Лондоне и Манчестере в 1980 году.

Мы почти одновременно с ним оказались на чужбине - в Москве. Я в 1986 году поступил в очную аспирантуру МАРХИ, он в 1987 - на Высшие Курсы сценаристов и режиссеров Союза кинематографистов СССР. Должен заметить, что уральская диаспора была наиболее сплочённой изо всех "понаехавших". Это касалось не только свердловчан в пределах одного общежития, но мы как-то укрепили все свои культурные связи. Я стал зависать в общаге ВГИКа, что на улице Бориса Галушкина, где в компании Саши Виленского и Лёши Балабанова пьянствовал водку под записи новомодных уральских групп, повылазивших как грибы после дождя под сенью Свердловского рок-клуба.

"Эти мне особенно понравились на последнем фестивале. Вот послушай!" - уговаривал меня Балабанов. И вправду, диковинные мелодии лихого глэм-рока с маньеристскими текстами и истеричной подачей показались мне весьма свежими на фоне "классиков" - Урфина и Трека. "Как называется группа?" - "Агата Кристи". - "Легко запомнить!"

Агата Кристи. Фото 1980-х гг.
Агата Кристи. Фото 1980-х гг.

Накануне очередного Нового года мы договорились с Сашей и Лёхой вместе ехать на каникулы домой. Купили билеты в одно купе поезда "Урал" и, на всякий случай, каждый забрал свой. Но случилось несчастье: в день отъезда в магазине у меня вытащили кошелёк со всеми деньгами и билетом. У меня было всего несколько часов, чтобы продать в общежитии новогодние подарки, которые я собирался везти родным из столицы, и успеть на тот же поезд. Мне это удалось только благодаря друзьям-сирийцам. Получив на руки сумму достаточную для покупки билета я рванул на вокзал и чудом успел купить плацкарту.

До отхода поезда оставалось всего ничего, так что я остался грустно ждать Сашу и Лёшу на перроне до тех пор, пока их дружная парочка не показалась из-за снежной пелены. Выслушав мою историю они посоветовали мне, как только проводник в плацкартном вагоне зарегистрирует билет, сразу перебираться к ним в купе. Так я и сделал. Но тут на защиту моего места от меня самого встала проводница купейного вагона. "Откуда я знаю? - орала она, выталкивая меня из купе, - Может воры продали билет, и кто-нибудь подсядет в Казани!" - "А ну-ко, тихо!" - прикрикнули на вредную тётку мои попутчики, повели её в коридор и "обработали" так, что она до самого Свердловска таскала нам чаи с улыбочкой.

-3

Надо сказать, что Балабанов во всём очень любил докапываться до первооснов и первопричин, задавая жизни простые но жёсткие вопросы, вроде легендарного "В чём сила, брат?" В то время, когда мы проклиная убожество "совка", засматривались на буржуазные ценности, Балабанов, знавший "буржуинство" не понаслышке, весьма критично относился к нашему обольщению. "Сашка, - возмущался он, - Ну почему они (американцы) в своих киношках нас, русских, такими придурками показывают?!" И его кинематографическая месть свершилась десятилетие спустя в сцене кровавой бойни фильма "Брат-2".

Осенью 1989 года, когда моя аспирантура подходила к концу, Балабанову пришла в голову странная идея: снять кино про... меня. Сюжет такой: молодой талантливый художник урывками между написанием архитектурной диссертации сочиняет песни под гитару и иллюстрирует великий эпос Толкина.

А. Коротич. Иллюстрации к эпосу Д. Р. Р. Толкина "Властелин колец" 1980-е гг.
А. Коротич. Иллюстрации к эпосу Д. Р. Р. Толкина "Властелин колец" 1980-е гг.

По лёхиному замыслу, документальные съёмки главного героя (то есть меня) должны были сновиденчески перетекать в сказочный мир Средиземья и сюжеты моих песен. "Когда у тебя защита?" - спросил он как-то меня. "В декабре". - "Ну ты там предупреди, что придёт съёмочная группа. Я же не могу упустить этот важный момент!" Я струхнул, представив себе, чем могла закончиться моя защита. К счастью, киношка не срослась.

В феврале 1999 года, когда я уже переселился в Москву, а Лёша уже был знаменит благодаря фильму "Брат", он сделал ещё одну попытку вовлечь меня в свои творческие планы. Компания "СТВ" намечала снять полнометражный мульт по сказке "Волшебник из страны Оз". Для этого Балабанов пригласил меня в Питер. Он поселил меня в своей василеостровской квартире, большой и странной, где Надя (не только жена, но и костюмер всех его фильмов) забавы ради рядила меня в необьятные средневековые береты, оставшиеся от съёмок фильма "Замок".

-5

Мы ходили в его любимую культовую баню, ходили на концерт Насти Полевой, и везде его узнавали, здоровались и брали автографы. По Лёхиному лицу было заметно, что ему приятно это внимание. В гости к Лёше заходил Слава Бутусов, и к приходу дорогого гостя Надя накрывала богатый стол.

Однажды вечером он достал из шкафа коробку, и протянул её мне. Я открыл, и обнаружил стопку старинных фотооткрыток весьма неприличного содержания. "А это тебе зачем?" - удивился я. Тут я впервые услышал о том, что он собирается снять фильм о порнографическом бизнесе начала 20 века: "Это будет киношка про уродов и про... людей".

-6

Я никогда не рисовал Лёшиных портретов, несмотря на то, что внешность у него была колоритная. Такая задача передо мной встала, когда возникла инициатива провести вечер его памяти в москоском ЦДХ. На вечере должен был выступить продюсер Сергей Сельянов и музыканты: группа Настя, и, даже воскресший по этому поводу из пепла, легендарный Урфин Джюс! (Смотреть видео).

Выступление группы Урфин Джюс на вечере памяти 17 мая 2014 года. За барабанами вместо В. Назимова ударник группы Настя
Выступление группы Урфин Джюс на вечере памяти 17 мая 2014 года. За барабанами вместо В. Назимова ударник группы Настя

Я нарисовал лицо на основе пары удачных фотопортретов, а кепку взял из третьего. Получилось сразу как я хотел, словно Лёша все эти годы с нетерпением ждал своего проявления в графическом образе.

Пригласительный билет на вечер памяти
Пригласительный билет на вечер памяти

В 2016 году екатеринбуржцы решили увековечить память Алексея Балабанова, разместив памятную доску на стене школы, в которой он учился. И тут оказалось, что мы с Балабановым ходили в детстве по одним и тем же коридорам, стучали мелом по одной и той же доске. Разница-то у нас всего год - он с 1959 года рождения, а я с 1960-го.

Памятная доска на стене гимназии №2 г. Екатеринбурга. Справа: С. Сельянов на открытии доски
Памятная доска на стене гимназии №2 г. Екатеринбурга. Справа: С. Сельянов на открытии доски

Мне позвонил Олег Ракович и сказал, что для доски хорошо бы подошёл мой графический портрет Лёши. Он и вправду отлично подошёл для этой роли. И мне было очень приятно, что Сергей Сельянов, специально приехавший на открытие доски, так тепло отозвался о портрете. Спасибо, Сергей Михайлович!

Смотреть видео: Выступление Сергея Сельянова на открытии памятной доски, посвящённой Алексею Балабанову

Начало читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!

Подписывайтесь на мой канал ROCK-N-ART

-10