Найти тему
Та ещё Золушка

Мысли вслух. Про предрасположенности и то, что им мешает

Пару лет назад мы с мужем вдруг решили выучить итальянский язык. Нашли преподавателя и стали осваивать. В группе нас было двое: я и муж. Очень удобно, скажу я вам.

Где-то через полгода стала очень заметна разница в восприятии. Если понимал и взаимодействовал с преподавателем муж, мне было скучно, а если я - то он ничего не успевал понять. Так мы выяснили, что у Лёши стандартный темп овладения языком, а у меня есть предрасположенность.

То есть, грубо говоря, я могла окончить какой-нибудь Мариса Тереза и сейчас быть вполне себе преуспевающим лингвистом. Заниматься переводами, преподаванием или путешествовать по разным странам как переводчик.

Но нет. Про предрасположенность я не догадывалась. В школе по иностранному языку у меня была “4”. Английская грамматика играла со мной злую шутку, зато разговорный уровень В1 у меня почти не растерялся до сих пор без доп.образования.

Про химию и биологию.

Я очень люблю готовить и весьма глубоко стараюсь влезть в курс дела. Много читаю и вникаю, почему происходят те или иные вещи. Почему вкус больше всего передаётся через жиры, как разная термообратоктка воздействует на белок, что там за тема про быстрые углеводы, клейковину и танины. Это же капец, как интересно! Но вот вопрос… это ведь весьма жизненная химия и биология - почему об этом умолчали в школе на уроках? Или даже не так. Мы же наверняка всё это проходили, но называли другими скучными непонятными и совсем неинтересными словами, мало связанными с повседневной жизнью.

Теперь про физику. Естественно, я списывала! Невозможно же! Непонятно … и непонятно зачем разбираться. Умные слова, формулы, палочка эта эбонитовая, магнитные поля…

В общем, потом я 5 лет проработала в автобизнесе. Физика - это огого, как интересно, когда ты прям видишь, как она работает! Как одна сила туда, другая сюда - и о чудо!, зарычал мотор и 2 тонны разгоняются до 100 км/ч за 3,8 секунды.

Конечно, мы в школе раскручивали шарик на ниточке. Только шарик на ниточке и машина в повороте - это совсем разное понимание центростремительного ускорения. Одно иллюзорное, а второе - на собственной попе.

Знаете, если б не Гарри Поттер, то я бы вряд ли когда-то начала читать книги. После товарища Раскольникова, описания дуба на 100500 страниц и других совершенно не интересных в том возрасте книг, сложилось стойкое отвращение и просто непонимание того, что это может быть интересно до слёз, бессонных ночей и нескольких кругов по кольцевой в метро.

А ещё мне нравилось писать. Даже сочинения одно время нравилось писать, пока школьная программа не победила. То мне ставили двойку потому что моё мнение не совпадает с Добролюбовым, то зачитывали цитаты нарочито мерзким голосом на весь класс, чтобы все смеялись.

А я ведь то сочинение несколько дней писала. И переписывала 3 раза. И реально старалась и метафоры придумать интересные и душу вложить. В итоге двойка, позор и я больше не ходила на дополнительные уроки к тому преподавателю. Должна сказать - очень влиятельному и уважаемому преподавателю в Москве. И в итоге не стала ковыряться и поступать на желанный журфак в МГУ, хотя мне всего пару публикаций не хватало. Передумала…

Зато сейчас работаю маркетологом и проверяю за всеми ошибки в публичных материалах, пишу релизы, рассылки и посты. А могла бы стать журналистом, писать крутые статьи, рецензии или книги и получать сказочные гонорары… Но нет.

Очень прошу - не подумайте, что я жалуюсь или пытаюсь оправдать свои неудачи школьными учителями. Напротив. Я ни о чём не жалею и очень довольна своим образованием и тем, кто я в итоге есть. Сегодня я немного про другое. Про анализ прошлого, осмысление настоящего и улучшение будущего.

У меня вопрос: если конечная цель обучения - понять, разобраться и применять, то при чём здесь оценки?

В институте в моей группе было человек 7 отличниц, большинство из которых вообще не понимали сути предмета, а просто заучивали тексты лекций и получали 5. Любой вопрос не из д/з ставил в тупик.

Ещё был в группе мальчик Миша. Его отчислили на 3 курсе за то что работу он посещал чаще, чем институт. Так вот, Миша был самым умным человеком на всём курсе, и наверное до сих пор остаётся одним из самых умных людей, которых я знаю. Он понимал суть явлений, их причины и связи. Он знал кучу интересных фактов по разным дисциплинам, увлеченно рассказывал, как работают разные сложные механизмы и имел отменное чувство юмора. Однажды пара минут его размышлений про операционные системы компьютера стали моей курсовой работой по маркетингу. Очень уж интересно говорил.

И ведь всё почему? Потому что Миша читал то, что ему было интересно. И в том формате, в котором ему было интересно. А отличницы? Они тратили сказочно долгие часы на заучивание гладко причёсанных текстов, утверждённых министерством образования, которые были им не интересны.

Но как же диплом, спросите вы! На том, что просто интересно - далеко не уедешь и на престижную работу не устроишься, корочка нужна.

Нужна. Поэтому моя мысль в том, чтобы дать человеку понять, кто он и что ему интересно - заранее, до того как нужно сделать предопределяющий выбор.

Родителям школьника важно, чтобы он прилежно учился и попал в хорошую школу, престижный ВУЗ и потом работал в Газпроме. Но вдруг их ребёнок к этому не предрасположен? Что, если их сын не будет успешен на нефтяной вышке, но при этом он лучше всех в мире готовит тирамису?

И получается, вопрос звучит так: что страшнее - не сделанная домашка или неправильный путь в жизни? Тогда может не страшно, если он вместо д/з по физике сидит и с горящими глазами смотрит Гордона Рамзи на Ютубе?

Если бы в школе я знала, что анатомия поможет разделать курицу, что физика поможет не попасть в ДТП на ледяной дороге, а химия подскажет как выбрать шампунь. Если б знала, что геометрия в 3 раза ускорит обновление лестницы на даче и сэкономит 5 тысяч рублей на ошибки...

Сейчас я знаю, что своим детям я обязательно это расскажу.

А то что не смогу сама рассказать - покажу на Ютубе. Не школьные опыты (хотя и они бывают интересными), а крутых DIY-щиков, которые делают нереальные вещи и попутно рассказывают про сопромат, электрику, оптику и Бог знает что ещё. Покажу Дискавери и Разрушителей легенд. Отвезу на экскурсию на производство кроссовок. Отведу в автосервис смотреть на разобранный мотор и куплю муравьиную ферму.

Когда ты видишь, как что работает; когда тебе интересно и ты пробуешь делать сам; когда не имеешь границ школьной/институтской программы, но имеешь их в помощники - только тогда ты можешь стать тем, кем ты хочешь. Тем, кто пользуется своими предрасположенностями и точно знает, что ему нравится. И вот тогда ты станешь счастливым.