Летом 1986-го пассажирский авиалайнер ТУ-154 прямехонько доставил меня в северную столицу с благой целью поступить в ВУЗ.
Не помню, на какой день, на первый или все-таки на второй, я побежала делать себе "химию". Чтобы быть как все. Чтобы никто не мог отличить меня от "местной" - модной и современной. Те, кто приехал поступать раньше меня, уже были барашками кудрявыми, и мне никак нельзя было от них отставать.
Мамы и папы проводили нас грызть гранит науки, и в одно мгновение мы, 17-ти летние девчонки и мальчишки стали очень самостоятельными. Никто уже ничего не запретит, поэтому свои с рождения прямые волосы я смело отдала в руки мастера в парикмахерской напротив своего будущего института. Это было первое, что я сделала после подачи документов.
Дальше новый имидж нужно было непременно зафиксировать. Все так делали. И мне было надо. Минимальное количество фотографий в советское время было 6 штук. Не 3, не 4. Шесть. По нормам рассылки всем родственникам, очевидно, и это очень правильно! Одну фотографию оставляем себе, вторую - родителям, третью и четвертую - бабушкам и дедушкам со стороны мамы и папы. Остается еще две. Пятую - своему парню. Шестую - подруге. Если парня нет - то двум подругам.
Так у меня оказались фотокарточки многих однокурсниц. Сейчас я пересматриваю их с улыбкой и долей грусти.
Сколько всего мы прошли с этими девчонками за 5 лет учебы, где только не побывали, сколько слез выплакали, сколько радости разделили.
На всех фотографиях мы со своей любимой "химией". Мы делали ее не раз в полгода, как было рекомендовано, а чаще, сразу, как только наша "грива" немного отрастала и опускалась. Она же должна быть пышной, должна стоять, и лучше - до потолка.
Частая завивка сжигала наши волосы, делала их хуже и реже. Но тогда нам казалось, что без нее нельзя. Некудрявая - немодная. А разве можно оставаться немодной, когда ты уже отбила телеграмму на малую родину: "Поздравьте меня - я поступила!"
Лучшие подруги фотографировались вместе. Это и память (мало ли, позже судьба разведет), и чтобы можно было родителям показать, с кем их дочь подружилась. На следующем фото - ни грамма косметики 😀.
А эти подружки подкрасили глазки.
Если очередная химзавивка получалась лучше предыдущей, мы снова бежали к фотографу. Потому что химия на химию уже не давала того эффекта, который получился в первый раз. И уж если волосы можно было более-менее уложить, пусть о прическе останется память. Телефонов и фотоаппаратов у нас не было, за снимками надо было идти в фотоателье (это если статью читает кто-то из молодежи).
Фотографии мы делали, в основном, черно-белые. Цветные нам были не по карману. Хотя не всем 😊. На фото ниже - наша Майя. Не помню, где работали ее родители, но у Майи всегда была очень нарядная одежда, и к каждому платью полагались туфли в тон. На вопрос: "Почему на этом фото ты босая?" Майя ответила, как сейчас помню, так: "Потому что я не нашла голубых туфель, а другие здесь не подходят". Вот так тонко.
Если Вы думаете, что химическую завивку делали только девочки, то это не так. Мальчики от нас ничуть не отставали. Скорее, бежали впереди. Обратите внимание на красавцев ниже - все как на подбор - высокие и умные кудрявые.
Некудрявых просто нет. Нигде 😁.
Дальше предлагаю Вам оценить величие геометрической фотокомпозиции этих кудрявых студентов. Слева - четверо, справа - четверо. В центре по низу - один. В центре по верху - два. Удивительная гармония, оттененная трехлитровой банкой маринованных помидоров - неизменным, жизненно - необходимым спутником студентов. Такая банка в моем фотоальбоме встречается часто. Нет, не одна и та же 😄.
На следующем фото - не судоводитель. Это судомеханик, который хотел стать судоводителем, но не набрал баллов. Он сделал себе самую крутую химию, видимо, как компенсацию за переход на другой факультет.
А здесь он же, рядом с ним - уже 5-ти литровая банка с помидорами. А "химия" изрядно подрезана.
А здесь группа кудрявых приехала погулять в славный Таллинн. Это не парни - это орлы.
Со временем, уже окончив ВУЗ, мы переписывались, встречались, обменивались более поздними фотографиями.
Кучерявости на них было все меньше и меньше. Мода прошла. Молодость тоже. Осталась только память. Очень добрая, светлая, трогательная. Память, которая навсегда.
А Вы застали период повальной моды на "химию" и часто ли делали ее?
А здесь я рассказываю о том, какую музыку мы слушали в 80-хх