В ХХ веке появилось много разных дисциплин, изучающих те сферы жизни, о которых раньше либо вообще не задумывались, либо считали несущественными. Или воспринимали как основу мировоззрения, не требующую специального изучения. Одной из таких дисциплин является биоэтика. Эта отрасль этики, как учения о морали, рассматривает проблему допустимости проникновения человека в природу. При этом биоэтика тесно связана не только с этикой, но и с другими дисциплинами, так что ее можно назвать областью междисциплинарных исследований.
Исходный пункт, лежащий в ее основе - осознание того факта, что человек является неотъемлемой частью природы, но, в отличие от прочих живых существ, обладает разумом и производственной активностью. Это влечет за собой моральную ответственность людей за все последствия своего вмешательства в естественный ход вещей. Кроме того, возникает вопрос о моральном праве на такое вмешательства, о его целесообразности, вреде и пользе.
Развитие биологических технологий, медицины и других наук идет такими темпами, что прорывы случаются один за другим. Не успели открыть клетку, и вот уже проникли в ее глубины, возникли методы манипулирования на клеточном уровне. В ХХ веке мощный прорыв был сделан в генетике, и вот уже перед нами генномодифицированные продукты, клонирование и т.д. Есть от чего закружиться голове.
Развитие морали привело наиболее развитую часть человечества к мысли о ценности каждой личности и недопустимости манипулирования ею. Отсюда - выработка биоэтикой тех критериев, которые регулируют проведение экспериментов на людях. Например, в 20-е годы ХХ века советский ученый Илья Иванов проводил эксперименты по скрещиванию обезьян и людей, чтобы найти подтверждения трудовой теории эволюции. Об этих экспериментах широко не говорилось, но есть документальные подтверждения, так что желающие могут найти материалы в интернете.
С точки зрения биоэтики подобные чудовищные эксперименты недопустимы, как и те, которые проводили фашистские медики в концлагерях.
В наше время никакой ученый, проводящий подобные эксперименты, не получит поддержки и будет наказан. Но это вопиющие случаи, где всем ясно - они безнравственны. Однако есть проблемы, не имеющие такой однозначности. Бурно развивающаяся наука подкидывает их охапками. Например, успехи генной инженерии. С одной стороны, проникновение в организм на генном уровне может существенно помочь людям в борьбе со страшными болезнями. Но, с другой - мы не знаем точно, каковы будут гуманитарные, социальные и прочие последствия такого вмешательства. И вообще - есть ли предел необузданной активности человека в этом направлении?
Не так давно прошла новость о китайском ученом, который внес изменения в гены нескольких детей, благодаря чему они не должны были болеть. Эта весть вызвала скандал, и китаец был удален из ученого сообщества. Он нарушил нормы биоэтики.
Большие споры вызывает клонирование. И, как вы знаете, официально клонирование человека запрещено и признано не соответствующим нормам морали. Но наследие профессора Иванова все еще живо, уже на новом, генном уровне. Например, в определенной среде модно иметь в домашних питомцах химеру, то есть существо, искусственно созданное из генетического материала разных видов, в том числе человека. Насколько это нравственно? Лет 20 назад писали о том, что скрестили медузу с огурцом, как о курьезе. Сейчас такие вещи - предмет рассмотрения биоэтики.
Биоэтике есть чем заняться, материал только прибывает. Биороботы, вживление искусственных органов, реактивация замороженных эмбрионов (именно так Алла Пугачева обзавелась на старости лет близнецами, как она утверждает) и т.д. Чем более развита наука, тем больше возникает вопросов, в том числе морального плана.
Читайте еще на моем канале:
Как мы себя определяем через еду: еда как культурный феномен
Можно ли назвать философом Леонардо да Винчи?
Из блога мужа:
Кина пока не будет (но потом все устаканится)