Мост – это сложная техническая система, которая должна обеспечивать непрерывное, удобное и безопасное движение транспортных потоков. Строительство моста – сложное мероприятие, но не менее сложная задача правильно эксплуатировать мост, держать его в хорошей форме и постоянно поддерживать во всех смыслах этого слова.
В Москве эксплуатацией мостов занимается ГБУ «Гормост». Сейчас на балансе ведомства находится около тысячи мостовых сооружений. Все они требуют тщательного надзора, обслуживания и при необходимости ремонта. Ремонт и содержание мостов – это комплекс сложных технических мероприятий, обеспечивающих сохранность (долговечность) и безопасное использование сооружения в исправном состоянии в течение всего срока службы. Срок службы мостов строго не регламентирован, но оценивается не менее 70-80 лет со дня пуска в эксплуатацию. Летом в Москве начался капитальный ремонт Большого Каменного моста, который основательно не ремонтировался более 80-лет. Пришло время, как говорится.
Так как же содержатся и ремонтируются мосты в Москве?
Итак, мост построен! Мэр города перерезает ленточку, началось движение, гудят машины, идут пешеходы. Эксплуатационная организация начинает свою работу. Мастера-мостовики прикладывают свои уши к холодному граниту и начинается процесс пристального наблюдения за мостом. Эта работа состоит в том, чтобы следить за состоянием моста, постоянно помогать ему в нелегком труде, давать необходимый отдых, наряжать к праздникам, убирать снег, мыть и залечивать болячки, когда кто-нибудь упадет на него с велосипедом.
Еженедельно мост проходит визуальную диагностику. Осматриваются конструкции пролетных строений, опоры и опорные части моста, мостовое полотно и деформационные швы. Все выявленные дефекты фиксируются в журнале регулярного осмотра моста (ЖРОМ).
Раз в полгода мост подвергается более серьезной диагностике. В процессе диагностики производится внешний осмотр конструкций, инструментальные измерения и съемки, детальный осмотр конструкций пролетных строений с помощью смотровых агрегатов и автовышек, определяются дефекты различных соединений, ослабленные коррозией элементы, участки с повреждением бетона и разного характера протечки. По результатам диагностики составляется технический акт, дается оценка состояния пациента, приводятся возможные причины повреждений, а также рекомендации по устранению неисправностей. После этого, мосту могут быть назначены косметические процедуры: пескоструйная очистка металлических ограждений и облицовочного камня, грунтовка, шпаклевка, покраска и прочие мелочи.
Следующее исследование – это инструментальные геодезические наблюдения. Их проводят не реже одного раза в два года или по необходимости. Инструментальные наблюдения проводятся для контроля над напряженно-деформированным, так сказать, состоянием конструкций моста, пространственным положением его элементов, изучается влияние погодных условий и дорожно-транспортной обстановки. По результатам инструментальных наблюдений составляется ежегодный отчет, в котором приводятся схемы измерений и статистика изменений объекта. Такие исследования проходят с помощью геодезических инструментов. При обнаружении каких-либо серьезных проблем, косметическим ремонтом здесь дело не обходится. Мост ложится на плановую операцию по демонтажу асфальтобетонного покрытия проезжей и пешеходной зоны, замене или ремонту дренажных систем, ремонту лестничных сходов и облицовки, могут еще и подсветку поменять.
Проходят годы, мелкие дефекты превращаются в большие проблемы, и вроде как только вчера был построен, а опоры уже не держат и столько глубоких трещин появилось, что отражение в воде перестает тебя радовать. В один из обычных будничных дней эксплуатационная компания и проектное бюро принимают решение о капитальном ремонте моста. Необходимость проведения ремонтных работ на мосту зависит от его технического состояния, которое оценивается по наличию дефектов и повреждений, влияющих на грузоподъемность, долговечность и безопасность движения по сооружению. Например, решение по капитальному ремонту Большого Каменного моста, который начался этим летом в Москве, принимали на основании тщательной экспертизы. За более чем 80 лет без ремонта накопилось значительное количество повреждений: на основных конструкциях появились трещины, обветшали опоры, в некоторых местах наблюдаются разрушения швов и гранитной облицовки. Откладывать капитальный ремонт больше было нельзя.
Капитальный ремонт - это полное восстановление или замена конструкций моста, а также инженерных коммуникаций. Главной целью капремонта становится не частичное поддержание моста в рабочем состоянии, а восстановление характеристик, максимально близких к новому сооружению.
Сейчас полным ходом идет капитальный ремонт Большого Каменного моста. Он начался в июле этого года и продлится до конца 2021 года. За это время специалисты ГБУ «Гормост» отремонтируют бетонные поверхности, заменят асфальт и металлоконструкции, произведут переустройство ливневой канализации, а также проведут реставрационные работы, которые восстановят гранитную облицовку, перильные ограждения, наружные дверные проемы и исторические витражи. На мосту работает более 200 сотрудников и 60 единиц техники. Кроме того, для ремонта конструкций руслового пролета с воды будут использованы баржа и два понтона.
Мост планируется фактически пересобрать заново, используя самые современные технологии.
Итак, мост отремонтирован! Мэр города перерезает ленточку, началось движение, гудят автомобили, идут пешеходы. Эксплуатационная организация начинает свою работу. Мастера-мостовики прикладывают свои уши к холодному граниту и начинается процесс пристального наблюдения за мостом. А впереди целая жизнь, жаль, что такое не происходит с людьми.