Приблизительно одну треть жизни мы проводим на работе, а в некоторых случаях и пол жизни. Так как рабочий коллектив подбирается стихийно, отдавая предпочтения квалификации работника, а не его морально-нравственным ценностям, то туда попадают люди с разными предпочтениями, интересами, ценностными установками, особенно если речь идет о мужчинах и женщинах.
Мужчины и женщины по-разному прочитывают послания друг друга, и тогда ошибки восприятия и реагирования приводят к конфликтам.
Например, возьмем особенности гендерного различия при управленческой деятельности:
Стиль руководства у женщин: демократический, большая ориентация на группу, умение общаться.
Мужчины: Склонны использовать авторитарную стратегию, опору на власть, директивность, контроль.
Мужчины в управление персоналом больше стремятся к жестким санкциям, обладают более высокой способностью реализовывать жесткие меры по отношению к тем, кто не справляется с поставленными задачами. Например, грозятся постоянно уволить или штрафовать за любой проступок.
Женщины в свою очередь больше внимания уделяют отношениям между членами коллектива, их больше волнуют сферы межличностных отношений, более тонко реагируют на морально-психологический климат в коллективе, опираются на технологию знаков внимания: проявляют большую эмпатию, чуткость в понимании душевного состояния и морально-нравственных коллизий личности.
Женский стиль более щадящий, чем мужской и направлен большей частью на сферу отношений в коллективе, когда как мужской ориентирован на результат.
Так из-за чего же у нас возникают конфликты?
- неравномерное распределение ресурсов: финансовых, человеческих, материальных (канцелярские принадлежности, оргтехника, ТС, обязанности, график отпусков);
- различие в ценностях, взглядах, касающихся места сотрудника в коллективе, стиля руководства;
- слишком большой разброс показателей заработных плат.
- отсутствие сплоченности, лидера, мотивации;
- непрофессиональное управление человеческими ресурсами;
- несоответствие служащих занимаемым должностям;
- отсутствие организационных мероприятий, необходимых для корпоративного единства;
- разногласия на личной почве: критика, навязывание мнения;
По статистике более чем в 50% случаев ссоры возникают на почве оплаты труда.
Структура конфликта:
o участники – от 2-х до бесконечности. Инициатор ссоры –это активная сторона, оппоненты – пассивная;
o условия, предмет ссоры, являющийся ключевым объектом возникших противоречий;
o непосредственные действия;
o разрешение спора.
Стадии развития конфликтов:
1-я стадия – Возникновение конфликтной ситуации (постепенное накопление негатива или мгновенное возникновение причины);
2-я стадия – Осознание конфликта;
3-я стадия – Конфликтные действия (взаимодействие, выражающееся в разных формах: словесная перебранка, личностные оскорбления, иные);
4-я стадия – Разрешение конфликта.
Взаимоотношения между сотрудниками, очень влияют на рабочую обстановку внутри коллектива. Нерешенные споры вызывают стресс, снижают мотивацию, качество и производительность труда. Они же влияют на нежелание выполнять свои задачи и обязанности.
Так что же делать, если конфликт коснулся вас лично?
1) Будьте сдержанны.
Не терять самообладание – это первое и обязательное правило. Ни одну ситуацию, а тем более конфликтную, нельзя решить под давлением обиды, ярости, истерики.
2) Минимизируйте контакты с оппонентом - не ходите обедать в одной компании, разверните свое рабочее место так, чтобы не видеть оппонента или заслонить его компьютером. Если вы решаете общую задачу и исключить общение невозможно, старайтесь это общение предельно формализовать и обезличить.
3) Воздержитесь от обсуждения ситуации с коллегами- Будьте выше этого. Ведите себя так, как будто конфликта нет, или вы уже забыли о нем. Позиция человека, который находится над ситуацией, а не варится в ней, заведомо более выигрышна. Демонстрируйте спокойное и благожелательное настроение.
4) Будьте лучше своего противника - Делайте свою работу еще усерднее, старайтесь брать на себя еще больше ответственности. Это заодно отвлечет вас от ненужных мыслей. Дружелюбный и общительный человек, который всегда болеет за общее дело, много и честно работает, помогает окружающим не может долгое время находится в конфликте с окружающим миром.
И не забывайте, что иногда стычка является шансом, благодаря которому мы можем что-то увидеть, изменить, и улучшить. Разлад не должен приводить только к негативным последствиям в виде разрушения и распада рабочих отношений.
Всем нашим читателям: мира, добра и не конфликтных рабочих отношений!