С 1 августа в Москве вновь разрешили проводить концерты и фестивали. Если вы давно хотели стать менеджером артиста, организовывать гастроли и делать масштабные фестивали, но не знаете с чего начать — предлагаем прочитать интервью руководителя факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Марины Иваненко. Она рассказала, нужно ли высшее образование для менеджера артиста и что студенты получают во время учёбы.
Как считаешь, чтобы стать музыкальным менеджером, стоит идти на высшее образование или можно ограничиться годовым курсом профессиональной переподготовки?
Зависит от вашей цели и возможностей. Если нужно получить диплом о высшем образовании и есть время, то можно и пять лет посвятить себя учебе. В университет в основном идут после школы, чтобы посвятить время учебе и общему развитию: на первых курсах много базовых дисциплин, вроде математики или физкультуры, а специализированные предметы начинаются курсу к третьему.
В годовом формате дается сконцентрированная информация, которую можно применять прямо сейчас. Быстрее происходит интеграция в индустрию: в RMA иногда устраивались на первую стажировку уже в первый месяц обучения, а на втором — уже работали. Главное отличие в том, что в бизнес-образовании гораздо больше ответственности на слушателе: никто не будет заставлять учиться и вытягивать, много нужно уделять времени самостоятельной работе.
Но хочу уточнить, что программы в бизнес-школе RMA — это дополнительное образование, то есть наш диплом выдается на базе диплома о высшем или среднем специальном образовании. Но было бы желание: некоторые одновременно заканчивают высшее и учатся у нас или приходят сразу после школы, чтобы получить практические знания, а диплом защищают через несколько лет.
Я правильно понимаю, что сейчас в учебном плане факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе» нет базовых дисциплин, только узкоспециализированные?
Нет, конечно, базовые дисциплины есть, и они необходимы, например: финансовый менеджмент, бизнес-планирование, управление персоналом и много что еще. Но отличие от высшего образования в том, что их преподают с привязкой к индустрии: не просто юриспруденция, а юридические аспекты музыкальной индустрии, не маркетинг, а продвижение артиста или фестиваля. Моя основная задача как руководителя факультета — составить сбалансированный учебный план, в котором будет и творческая часть, и бизнес-составляющая.
Как ты ищешь новых преподавателей?
Я постоянно слежу за рынком, смотрю, какие люди и компании появляются, какие кейсы будут интересные нынешним студентам. Когда я только начинала работать — 15 лет назад, — всё решали личные связи, нельзя было просто написать интересующему человеку в Фейсбуке. Сейчас специалистов стало гораздо больше и они более открыты к сотрудничеству, но стало сложнее выбирать того, кто даст действительно полезный контент.
Далеко не каждый профессионал может быть хорошим спикером: кто-то не готов делиться секретами своей работы, кто-то боится конкуренции, кто-то просто не умеет публично выступать и не может подготовить трехчасовую лекцию. Мы все-таки приглашаем людей не просто поболтать о жизни, важны практические знания с привязкой к конкретным кейсам. Поэтому перед тем как вводить лекцию нового спикера, я с ним общаюсь: мы определяем круг интересных студентам вопросов, прорабатываем план лекции и презентацию. А еще все чаще преподавателями становятся наши выпускники, — я этим фактом прямо горжусь.
Кто приходит учиться, и что абитуриенты ждут от обучения?
Могу поделить всех абитуриентов на две большие группы. Первая — это те, кто любит музыку, но сами ее не производят, они хотят быть связаны с этой индустрией, но пока не понимают, как это сделать. А вторая группа — это сами артисты, которые хотят разобраться, как развивать и монетизировать свое творчество, и впоследствии найти менеджера. Во время обучения люди из этих групп начинают работать вместе, находят себе команду и партнёров.
Как правило, всем нашим абитуриентам нужны конкретные знания: как организовать концерт, как заключить договор, как привезти иностранного артиста. И, конечно, все приходят за нетворкингом. Несмотря на то что все контакты есть в сети, иногда просто не знаешь, кто тебе нужен и как написать так, чтобы тобой заинтересовались. Во время обучения ты знакомишься с разными профессионалами и всегда можешь задать вопрос напрямую, прямо во время лекции.
Многие хотят попасть в индустрию и найти работу, поэтому мы организуем много стажировок для студентов. Находясь на бэкстейдже фестиваля или концерта, ты, так или иначе, знакомишься с людьми, видишь, как все организовано, — часто это первый опыт погружения, который перерастает в реальную работу. Ну тут зависит от того, как себя проявишь, конечно.
А как себя проявить, чтобы получить от обучения максимум?
В первую очередь нужно очень внимательно работать над своими целями и задачами. Если понимаешь, зачем пришел учиться, будешь действовать гораздо четче и увидишь больше возможностей. Нужно быть готовым впитывать знания, даже если сейчас они кажутся тебе ненужными, ведь никогда не знаешь, что пригодиться через пару лет. В этом бизнесе многое работает на интуиции, на чуйке, а ее нужно также нарабатывать — обучение в этом поможет.