Найти тему
BLUESCREEN.KZ

Виртуальный спорт в Казахстане и мире

Еще не так давно киберспорт сравнивали с детскими играми в песочнице, а уже сегодня это перспективное направление, ставшее если не заменой, то альтернативой классическим видам спорта. Популярность киберспорта растет: с каждым годом увеличивается количество дисциплин, зрителей и инвестиций в эту область. 

Особенно востребованными виртуальные виды спорта стали сейчас, во времена бушующей пандемии, которая неизвестно когда закончится, — даже реальные спортсмены вынуждены были уйти в онлайн в этот пустой период. Пример тому — турниры «Формулы-1», где профессиональным гонщикам пришлось пересесть с реальных гоночных болидов на виртуальные.

Соревновательный гейминг появился вместе с первыми компьютерными и аркадными играми. Несмотря на то, что игроков было не так много, как сейчас, конкуренция даже тогда была очень высокой. Первое широко известное киберспортивное мероприятие состоялось в 1972 году в Стэнфордском университете. Тогда в турнире за подписку на журнал Rolling Stone, который спонсировал это мероприятие, сражались 24 игрока. 

С началом ХХI века видеоигры вышли на новый уровень. В 2000-х годах началось массовое распространение интернета и персональных компьютеров в домах людей по всему миру, из-за чего возросла конкуренция. WCG и ESWC стартовали в 2000 году — эти два события стали ежегодными ивентами, которые дали основу для всех остальных турниров на многие годы вперед. 

С появлением таких сервисов, как YouTube и Twitch, массовые киберспортивные мероприятия стали более доступны широкой аудитории, и это привело к резкому развитию отрасли. Теперь необязательно преодолевать полмира, чтобы поболеть за любимую команду. Помимо этого, подобные сервисы давали зрителям возможность общаться друг с другом во время трансляции, что, разумеется, выгодно выделяет YouTube и Twitch на фоне устаревшего телевизионного вещания. 

Популярность и доступность мероприятий привлекли не только новых зрителей, но и спонсоров и инвесторов. С этих пор бюджеты турниров значительно выросли. 

На сегодняшний день самыми популярными дисциплинами в киберспорте считаются Apex Legends, FIFA, Hearthstone, Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, Heroes of the Storm, StarCraft 2, FORTNITE, League of Legends, PlayerUnknown’s Battlegrounds, Overwatch, Pro Evolution Soccer. Это далеко не все видеоигры, их список постоянно пополняется. Почти каждая большая компания, занимающаяся разработкой видеоигр, развивает собственные киберспортивные лиги.

Неудивительно, что популярность набирают и мобильные развлечения.

Чемпионатов и турниров, посвященных видеоиграм, невероятное множество. Только на этот год было запланировано около 20 крупных международных ивентов, которые, правда, пострадали от коронавируса: часть из них были перенесены, остальные ушли в полный онлайн. Вот самые известные из них:

• Fortnite World Cup;

• The International;

• League of Legends World Championship;

• BlizzCon 2020;

• Capcom Cup;

• International eSports Federation World Championships;

• Overwatch World Cup;

• EVO (Evolution) Championship Series;

• Rocket League Championship;

• The Intel Extreme Masters;

• FIFA eWorld Cup;

• Counter-Strike: Global Offensive Major Campionships;

• Fortnite Secret Skirmish;

• DreamHack;

• StarCraft II World Championship;

• The Hearthstone World Championship;

• Smite World Championship;

• Halo Championship Series;

• DOTA 2 Asia Championships.

Казахстанцы одержали в прошлые годы на этих соревнованиях немало побед. Так, в 2017 году команда Gambit Esports, в составе которой было трое казахстанцев, победили и выиграли 500 000 долларов на одиннадцатом турнире серии Major по Counter-Strike: Global Offensive в Кракове, Польша. Казахстанская команда Avangar в 2018 году победила на CIS Minor Championship и IEM Katowice PUBG, в 2019 году — на BLAST Pro Series Moscow.

Не стоит забывать, что, помимо глобальных мероприятий, в каждой стране проходят локальные турниры. В Казахстане за досуг киберспортсменов отвечает Qazaq Cybersport Federation. Под патронажем федерации за год проходит несколько соревнований, в которых могут участвовать как профи, так и любители.

В период карантина организация оперативно перенесла все турниры в онлайн формат. Таким образом и киберспортсмены, и фанаты киберспорта нашли себе занятие по вкусу. Поклонникам классического спорта есть чему завидовать.