Сергей Пахомов (р.1966), более известный как Пахом – персонаж одиозный, совмещающий в себе на первый взгляд несовместимые вещи. Он художник, актёр, музыкант, стенд-ап комик, сценарист, арт-директор глянца и даже экстрасенс. Неспроста первым мы назвали именно художника, ведь все ипостаси Пахома отлично укладываются в этот термин, в самом широком его смысле.
1. Маленький Сережа Пахомов как и все дети много рисовал. Воспитывала его только мать, поэтому большую часть времени юный художник проводил в советской системе образования, где и проявилась его любовь к творчеству. При этом Пахом был ребенком впечатлительным, его с детства преследовали галлюцинации и видения. В одном интервью художник рассказывал:
А у меня все переживания в жизни были. Я что подумаю, то и переживаю. Когда ребенок один в семье, это говорит о болезненности. Я все пытаюсь эстетизировать, ее в том числе. Это хороший инструмент для познания мира: через страдание, через психоз. Но болезненность у меня всегда на грани маскарада, что важно. Потому что, конечно, я за жизнь, а не за смерть.
2. Благодаря свей подвижной психике, Пахомову удалось избежать службы в Афганистане. В 1986 году из военкомата его отправили прямиком в больницу им. Кащенко:
Директором тогда был Морковкин, исследователь произведений сумасшедших-художников, поэтому все завотделениями были должны выискивать рисующих и нести Морковину работы для коллекции. Я сразу стал рисовать, ему понравилось, он забрал. А так как у него были работы только психически нездоровых, он уже не мог не поставить мне диагноз. Морковкин — наше все!
3. Пахомов-музыкант и Пахомов-художник существуют параллельно. Первая группа «Дзю Ом» играла панк и задумывалась им как ансамбль душевнобольных
Как музыкант я складывался из детских впечатлений. Первая их составляющая — это классическая музыка, потому что мама меня постоянно водила в Большой театр и в филармонии разные: академическое, красивое, сложное музицирование, золото нибелунгов и т.д. А вторая — помню, когда мне было лет 18, я тусовался на Малой Грузинской в сообществе художников-нелегалов, и туда пришел Сережа Летов с самодельными саксофонами и в простыне. Он стал очень громко играть — дудеть, издавать какие-то протяжные звуки, и меня это очень удивило. Я был в компании Андрея Сучилина из «До мажора» и спросил его: «А разве так можно делать? А он вообще может гармонию сыграть?» Сучилин меня успокоил: мол, может-может, Пахомыч, не волнуйся.
А еще я был на какой-то выставке, и там играли какие-то электронщики — я уж не помню кто, но не Алексей Борисов — и с помощью электрических коробочек что-то издавали. Вот это произвело впечатление.
4. Несмотря на образ юродивого и анархистские взгляды, карьера художника Пахомова строилась по всем канонам. Сначала он учился в художественной школе, после в Московском художественно-промышленном училище им. Калинина, которое он закончил в 1985 году. Ещё в годы студенчества молодой художник начинает активно работать, участвуя сначала в камерных квартирных выставках. В конце 80-х начинается этап больших, в том числе зарубежных, проектов. В 1988-2000-м Сергей Пахомов изучал современное искусство в странах Европы и Америки. Бывал в Париже, Берлине и Марселе. За рубежом участвовал в выставках Музея имени Вильгельма Хака (Людвигсхафен, Германия), галереи Саатчи в Лондоне и музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
5. Актерская карьера Пахома началась в 90-х с артхаусных фильмов Светланы Басковой «Зелёный слоник», «Кокки — бегущий доктор», «Пять бутылок водки» и других. Также Сергей в качестве актёра снимался у Валерии Гай Германики. Позже сотрудничал с Германикой в качестве художника-постановщика.
6. С 2002-го по 2007-й он был художественным редактором издания «Elle Decor». В 2008-м был арт-директором Marie Claire, а с июля 2009 года перешёл в Elle.
Это так далеко от меня было на тот момент, вся структура, компьютеры эти — мне было интересно с нуля начать. И при этом вести все время двойную жизнь, днем концепцию журнала в голове держать, а вечером идти сниматься у Басковой.
Когда я устраивался на работу в журнале, я старался в свое CV — раз уж мне дают возможность высказаться — вкраплять дезинформацию. А с другой стороны, где правда? Есть ли она?
7. В нулевых Пахомов активно занимается стенд-апом. Однако его выступления были мало похожи на стенд-ап в его классическом проявлении, да и сам художник называет свои выступления перформансами. Временами бессвязное изложение напоминало речь Поехавшего – героя Пахомова из «Зелёного слоника».
Гламурная составляющая и пахота редакционная — это журнал (мы с Наташей вместе работали в Elle Decor, она главредом, я арт-директором). Плюс квартирная тема. Чтобы все это уравновесить, я стал делать перформансы раз в неделю в «Школе современной пьесы», одновременно снимался в фильмах Светланы Басковой. После посещения Милана и Парижа, выставки в Лондоне хорошо было окунуться в какие-то маргинальные среды, заниматься чистым творчеством, хулиганским, аррогантным.
8. Известный всем псевдоним «Пахом» появился у художника только в 2008 году. Образ Деда Пахома черпает вдохновение из хтонического наследия русской культуры, неспроста эту ипостась художника часто называют юродивым.
Во времена распутицы я создал собственный мир со своими демонами, все как в хорошей японской манге. Потому меня так любят подростки, потому что я для них знакомый герой, такой срущий веселый дедушка да еще и колдун. Это цельная картинка, которую можно брать и вставлять куда угодно — от рок-оперы до документального фильма
9. В 2015 году Пахом становится участником 16 сезона «Битвы экстрасенсов», после чего получает всенародную популярность. А в 2019 становится участником шоу «Последний герой».
Это медиа-арт, я внедряюсь в различные проекты. Они почти однотипны. «ДОМ-2» почти ничем не отличается от «Последнего героя»: и там, и там люди теряют человеческое лицо, превращаются в зверя, подлеца, а это интереснее зрителю
10. В 2018 году Пахомов в сотрудничестве с выпускниками Школы Родченко выпустил фильм «50», это своеобразное роуд-муви и портрет художника в зрелости. 4 ноября 2016 года Пахом совершил паломничество по Тверской улице в честь своего пятидесятилетия, пройдя пятьдесят раз от Триумфальной до Манежной площади и попутно вспоминая свою жизнь, общаясь со множеством очень разных людей.
Фильм «50» придумался мной десять лет назад. Я всегда взаимодействовал с юными ищущими энергиями. Ненавижу аристократизм и благородство исходя из моего анархического сознания, поэтому я предложил проект, который назвал «Тверским ходом». Когда я иду с посохом, а десять человек с камерами меня снимают. Здесь очень много аллюзий, попаданий: и моя жизнь, и путь. И когда мне стукнуло 50, я понял, что надо это осуществить. К тому моменту мы стали друзьями с выпускником школы Родченко режиссером Даней Зинченко и с режиссером и продюсером Тихоном Пендюриным. Их я пригласил на свой перформанс, чтобы они его документировали, а позже это вылилось в фильм.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
Текст: Елена Шевченко
telegram @moskvagalereinaya
instagram @mgdaily__