В первый день, точнее в ночь, мы решили не гнать до конечной точки, а решили переночевать на даче в Коломне, т.к. искать под утро место стоянки было совсем не охота. В общем, Я, Ксюха, Настя и Саня выехали из Москвы и в Коломне были часам к 2 ночи.
Утром, выехали примерно в 7:30.
В Михайлово к нам присоединился еще один Александр (на мотоцикле) и мы поехали по запланированным точкам.
Точка - 01.
с.Спасские Выселки и Церковь Рождества Христова
Престолы: Рождества Христова, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова
Год постройки: 1907.
Христорождественская церковь в селе Спасские Выселки была построена в 1907 году на средства прихожан и благотворителей и освящена 24 сентября того же года. "Каменная, крестообразной формы без колокольни, ширина и длина 28 аршин, крыта железом" - указано в клировой ведомости за 1915 год.
В церкви было 3 престола: средний - во имя Рождества Христова, правый - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а левый - во имя свт. Николая Чудотворца.
Некоторые помещения облюбовали ласточки. Их там очень много и везде гнезда.
На втором этаже обнаружили столики с иконками, некоторые иконы были довольно старыми.
Утварью церковь была достаточна.
По штатам в ней были положены священник, псаломщик. Земли при церкви вместе с церковным погостом было 33 десятины 400 кв. саж.
Церковь была закрыта решением облисполкома от 06.03.1941 г.
Основание: ГАРО. Ф. 627, оп. 240, д. 47.
Р-3251, оп. 5, д. 6, л. 19.
Точка - 02
с.Елино и Церковь Троицы Живоначальной (Троицкая церковь)
Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова
Год постройки: 1901
С. Захаровка (ныне Елино) упоминается в окладных книгах в качестве деревни в 1676 г., где она относилась к Троицкому приходу, Попадьино тож. В документах 1573 г. она значилась вотчиной Богословского монастыря и описывается так: "Деревня Захаровская на речке на Захаровке, а в ней четыре двора монастырских слуг, да крестьян Петрушка Орлов, и всего крестьянских 17 дворов живущих, да 6 дворов пусты..."
Деревянная Троицкая церковь была построена в 1845 г. с приделом Богословским.
В 1901 году была построена каменная церковь на средства прихожан и разных благотворителей. "Зданием каменная. Одна трапезная без настоящей с такою же колокольней в одной связи. Крепка. Покрыта железом. Колокольня постройкой окончена и покрыта железом" - указано в клировой ведомости за 1915 г.
Престолов в ней два: во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца.
По штату в ней было положено иметь священника, диакона и псаломщика, которые получали соответственно 300, 150 и 100 рублей. Кружечный доход составил в 1915 г. 1344 р.73 коп. Другими источниками дохода были вклады в банках. Земли при церкви вместе с погостом церковным было 34 десятины 762 кв. саж., которая обрабатывалась причтом. Дома для церковнослужителей были построены на церковной земле на средства церковнослужителей и составляли их собственность. Церкви принадлежала церковная караулка и сарай для дров.
В 1886 г. была составлена опись церковному имуществу, а копии с метрических книг хранились в целости с 1845 г., с этого же года хранились исповедные росписи.
Село Захаровка с 1937 г. по 10.01.1966 г. именовалось Захарово-2, а с 10.01.1966 г. переименовано в с. Елино.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июля 1939 г. церковь в селе была закрыта с целью переоборудования под школу.
(ГАРО, Ф. Р-3251, оп. 4, д. 77, л. 121, 122).
Точка - 03
с.Байдики и Церковь Троицы Живоначальной
Престолы: Троицы Живоначальной, Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки: 1877.
Троицкая церковь в с. Байдики была построена в 1877 году на средства прихожан и разных благотворителей. Зданием каменная, с таковою же колокольней, покрыта железом. Как указывалось в клировых ведомостях на 1915 г. "... крепка, кругом обнесена чугунно-каменной оградой".
Престолов в ней было два. В настоящей - в честь Живоначальной Троицы, в трапезной - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью "не совсем достаточна", как отмечалось в ведомостях за 1915 г. По штату в ней были положены священник, диакон и псаломщик, которые получали жалование с 1915 г. 550 рублей. Кружечный доход составлял 1200 рублей в год. Другим источником содержания причта были проценты от вкладов в банк. Земли у церкви вместе с церковным погостом было 4 десятины, пахотной - 30 десятин. Дома для церковнослужителей были построены на средства самих церковнослужителей и располагались на церковной земле.
После событий 1917 г. была составлена опись имущества, в 1922 г. из церкви были изъяты ценности в фонд голодающего Поволжья. Решением Рязанского облисполкома № 1203 от 8.7.1940 г. церковь была закрыта под слом.
(Р-3251, оп. 4, д. 127, л. 10).
Точка - 04
с.Троицкое и Церковь Троицы Живоначальной
Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: 1881
С. Троицкое принадлежало к вотчинам архиерейского дома. Тропикам церковь впервые упоминалась в окладных книгах 1676 года. В 1749 г. Троицкая церковь была перекрыта, а стены заново отесаны тесом. В 1844 г. было начато строительство новой каменной церкви в честь Св. Троицы с приделами Казанским и Никольским.
В состав Троицкого прихода входили с. Троицкое и дер. Брыницы, Горностаевка.
В клировых ведомостях за 1915 г. о Троицкой церкви с. Троицкого Михайловского уезда указано, что церковь (трапезная и колокольня) была построена в 1881 г. тщанием прихожан и других благотворителей, а настоящая с престолом в честь Животворящей Троицы в 1915 г. построена до конца еще не была. Зданием каменная с таковою же колокольней.
Престолов в ней было два: во имя Казанской иконы Божией Матери, другой во имя святителя и чудотворца Николая.
По штату в ней были положены священник, диакон и псаломщик, которые по штату жалования не получали. Кружечного дохода за 1915 г. поступило 800 рублей. Другими источниками содержания членов причта были доходы от банковских билетов. Земли при церкви с погостом было 3 десятины, пахотной земли было 30 десятин, сенокосной - 3 десятины. Всего 36 десятин.
Дома для священнослужителей и диакона были построены на церковной земле тщанием самих церковнослужителей.
При церкви старостой состоял с 1910 г. крестьянин Петр Егорович Демишин.
Село за годы советской власти территориально переходило из одного уезда в другой и из одного района в другой.
Решением рязанского облисполкома 1776 от 23.09.1940 г. церковь была закрыта под слом (ГАРО, Ф. Р-3251, оп. 4, д. 138, л. 16). Однако решения не всегда приводились в исполнение. Храмы отдавали под склады зерна. Особенно это характерно в предвоенные годы.
Внутрь попасть тоже не получилось, т.к. находится на территории какого-то колхозного гаража и все там огорожено.
Пришло время перекусить, а желающим копнуть =)
Поле, как большая сковородка, чем дальше в поля, тем жарче. За бортом было аж +35 =)
Привал устроили около небольших кустиков, т.к. в округе больше ничего такого, под чем можно было бы спрятаться от солнца, не было.
В какой-то момент к нам подъехал мужичек на десятке, вылез из машины и сказал: "Эх, опоздал" =)
По расспрашивал, что мы нашли, показал старую карту, и поехал искать место для копа дальше. Но далеко он не уехал, метром через 400 он остановился и начала копать на том же поле что и мы.
Покапали буквально часок, ничего стоящего не нашли, и отправились дальше....
Точка - 05
с.Абакумово и Церковь Илии Пророка (Ильинская церковь).
Престолы: Илии Пророка
Год постройки: примерно 1900г
Извлечение из Труда Добролюбова: Абакумово (Овакумово) – 16 вёрст, церковь Ильи 1725г деревянная построена помещиком Фаддеем Петровичем Тютчевым. На Большой Рязанской дороге.
Старая церковь упоминается в 1676г. Церковь имеет крестообразную форму, длина 26 аршин, ширина 12. Ныне приступлено к устройству каменной придельной церкви с колокольней.
Внутри много ласточек.
Извлечения из Рязанских Епархиальных Известий за 1909г: 10 сентября освящён новый каменный настоящий храм Ильи.
Здесь похоронен староста церковный Сальников Виктор Ильич.
Судя по дате смерти, 1935г, наверно свою жизнь он закончил у стенки (
Катались между деревнями мы по грунтовкам, местами дороги вообще видно не было, ехали по приборам =)
Точка - 06
с.Чулково и Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь)
Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки: Между 1893 и 1904.
По Добролюбову: Чулково - 14 вёрст, церковь Введения деревянная время построения неизвестно, приписана к Красному.
Из епархиального Журнала за 1893г: Выдано разрешение к построению нового каменного храма.
Оттуда же за 1905г: Освящён 19 ноября 1904г. престол Введения.
Когда был освящён главный престол сведений не найдено, они могли просто и не появиться в печати. Ныне от храма нет и следа, но сохранилась в два яруса каменная колокольня.
Т.к. особо там смотреть было нечего, да и если честно дорогу мы найти туда не смогли (хотя думаю, напрямик через поле доехали бы), мы отправились дальше по маршруту.
Точка - 07
с.Воскресенка и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Рождество-Богородицкая церковь)
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки: не ранее 1747.
На одной из стен, была замечена интересная фреска, которая была нарисована практически на кирпичах. Видны следы того, как ее пытались уничтожить, но видимо не получилось, и ее просто замазали. Но каким-то чудом штукатурка (ну или что-то чем ее замазывали) сошло, и фреска вновь стала видна.
Внутри стоит икона, видимо из иконостаса. Наверно кто-то из местных ее сохранил, а потом отнес обратно в церковь.
Потихоньку вечерело. Мы выехали к реке Проня. с.Студенец, в который нам надо было, находился на другой стороне. Как сказали местные, мост тут был лет 50 назад, сейчас тут нигде не переехать.
Пока все пошли копать, мы с Александром немного покупались. Течение конечно в р.Проня очень сильное.
Эх, давно я так не отдыхал. Тишина, никаких индустриальных звуков. Под боком соловей поет и лягушки квакают. А спать в палатке под такое музыкальное сопровождение, кайф неописуемый =)
Наутро Александр приготовил вкуснейшую рисовую кашу со сгущенкой. Никогда такого не пробовал, но мне понравилось =)
Особо долго со стоянкой мы не затягивали. Впереди было еще несколько точек.
Точка - 08
с.Тырново и Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки: Между 1893 и 1912.
По окладной книге XVII века в этом селе значится деревянная Покровская церковь. Село это было вотчиной вдовы боярина Бориса Ивановича Морозова, заседавшего в приказе Большой казны, боярыни Анны Ильиничны. Деревянная новая Покровская церковь была построена в 1784 году.
Из труда Добролюбова: Тырново (Тыроново) – 19 вёрст, церковь Покрова Пресвятые Богородицы 1784г деревянная. Упоминается церковь в 1676г. 167 дворов.
Из Епархиального журнала за 1893г: Разрешено построение каменного храма. Оттуда же за 1906г. Освящена каменная часовня.
Там же в 1912г: 14 октября освящён новоустроенный каменный храм Покрова. Часовня ныне не замечена, как сложно и сказать, а была ли выстроена каменная колокольня, слишком уж мало времени отвела история строителям. В качестве звонницы временно могла служить прежняя деревянная.
Точка - 09
Елшино. Церковь Воздвижения Креста Господня (Воздвиженская церковь)
Престолы: Воздвижения Креста Господня, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: 1818.
Деревня Елшино впервые упоминается в писцовых книгах за 1637 год, где сказано, что село числится «за Федором Михайловым и Харламом Никитиным детьми Елшина, да за Даниилом, Иваном, Лаврентием и Герасимом». Сначала в селе не было никакой церкви, и оно входило в приход Воскресенского храма города Пронска. Первая деревянная церковь в Елшине появилась в 1759 году и была посвящена Казанской иконе Богородицы. Тогда церковной земли значилось 25 четвертей в поле и 20 копен сенных покосов. В приходе состояло 14 крестьянских дворов и 39 дворов помещичьих. Сельская деревянная церковь простояла до начала XIX века и была за ветхостью разобрана. Необходимо было строить новый храм, и деньги на его постройку собирали всем миром.
И вот, наконец, в 1818 году в Елшине появился новый каменный храм во имя Воздвижения Креста Господня с приделом Казанской Богоматери. Храм был расписан и украшен иконами. После торжественного освящения там началась служба. За церковью числилась земля – пахотная и церковная, всего 27 десятин. В приходе состояло 127 дворов, в которых проживало 436 мужиков и 460 женщин. По штату полагался один священник и один псаломщик.
При входе в церковь, в стене вмурована большая каменная плита, на ней что-то написано, но вот что именно, разобрать не получилось.
Точка - 10
г.Пронск и Церковь Михаила Архангела
Престолы: Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Александра Невского
Год постройки: 1816.
Архангельская церковь в Архангельской слободе г. Пронска была построена в 1816 г. Трапезная часть достроена в 1894 г. на средства титулярного советника Иоакима Иванова с прихожанами, а трапезная часть с колокольней - на средства пронского мещанина Алексея Александровича Баранова с крестьянином Алексеем Михайловичем Горбачевым и многими другими благотворителями.
Каменная церковь с каменной колокольней в одной связи. Престолов в ней было три: во имя архистратига Божия Михаила, святителя Николая чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского.
Церкви принадлежала церковно-приходская школа, расположенные на церковной земле. В школе обучалось 57 девочек.
После 1917 г. здание храма было передано группе верующих. В 1922 году из храма были изъяты ценности
В эту церковь мы не заходили, ограничились внешним осмотром =)
Точка - 11
г.Пронск и Церковь Николая Чудотворца
Год постройки: между приблизительно 1880 и приблизительно 1910
Никакой инофрмации про эту церковь найти не удалось.
Точка - 12
с.Пахомово и Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь)
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки: не ранее 1788.
Никакой информации про церковь найти не удалось (
В конце деревни был небольшой пруд. Вот к нему мы и решили отправиться, перекусить, искупаться. Ну а кому то покопать....)
Вода была прекрасная =)
На все про все ушел примерно час. Отправляемся дальше...
Точка - 13
с.Аннино и Церковь Воздвижения Креста Господня
Престолы: Воздвижения Креста Господня, Николая Чудотворца
Год постройки: 1760.
Село Аннино расположено в 17 километрах от города Михайлова. Впервые это селение упоминается в платежных книгах за 1628 год в качестве владений князей Гагариных. Вероятно, в середине XVII века в Аннино была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста Господня, более точное время появления церкви в селе пока установить не удалось. Скромный сельский храм простоял до середины XVIII века, а затем пришел в негодность и был разрушен. Тогдашний хозяин деревни князь Николай Петрович Гагарин принимает решение на свои средства выстроить новое каменное здание храма на месте старого деревянного. После всех необходимых согласований приступили к строительству, которое было завершено в 1760 году. После освящения новый храм в честь Воздвижения Креста Господня принял первых прихожан.
В церкви было устроено три придела - во имя св. Иоанна Богослова, св. Димитрия Ростовского и св. Николая Чудотворца. По неизвестным причинам в 1795 году два придела были уничтожены, и в храме остался только один – во имя св. Николая Чудотворца. Сама церковь представляет собой здание продолговатое здание с алтарным полукружием и колокольней. Внутри церковь состоит из трех частей – алтарь, средняя часть и трапеза, отделенная каменной аркой. Снаружи и внутри стены покрыты штукатуркой. На стенах за южным и северным клиросами находились надписи об умерших родственниках князей Гагариных. Над главным престолом устроена деревянных сень, стоящая на четырех столбах. Одноярусный иконостас украшен иконами местного письма. В храме хранилось Евангелие 1698 года издания. Также имелись метрические книги, начиная с 1802 года.
По штату 1873 года в церкви значились один священник и один псаломщик. За церковью числилось 37 десятин земли, которая сдавалась в аренду и приносила доход. К тому же Св. Синод ежегодно отчислял в пользу церкви 150 рублей. В состав прихода, кроме села Аннина, входила деревня Марьино. По данным за 1890 год количество прихожан составляли 431 мужик и 466 женщин, проживавших в 1199 дворах. Все без исключения были православные. Большинство их занималось земледелием, но некоторые осенью уходили в города на заработки.
(по материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)
По бокам, внутри церкви, ближе к полу, вмурованы большие плиты с надписями. К сожалению опять не удалось понять, что на них написано.
Ну и последняя точка нашего маршрута....
Точка - 14
с.Мишино и Церковь Вознесения Господня
Престолы: Вознесения Господня, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: 1753.
Село Мишино расположено в 4 верстах от дороги из Михайлова в Пронск, на расстоянии 15 верст от города Михайлова и 60 верст - от Рязани. Точно неизвестно, когда здесь поселились люди, но в начале XVII века по документам Мишино уже значится селом. В окладных книгах 1676 года говорится, что в селе существовала деревянная церковь св. Николая с приделом Федора Тирона. По преданию она находилась там, где располагалось сельское кладбище.Дошедшая до нас каменная церковь во имя Вознесения Господня построена в 1753 году вместо старой деревянной помещиком князем Сергеем Васильевичем Гагариным. Спустя сто лет, в 1855 году, князь Григорий Николаевич Оболенский на свои средства пристроил к церкви трапезную с двумя приделами - во имя Казанской иконы Божьей Матери и св. Николая Чудотворца. Рядом тогда же была возведена колокольня с несколькими небольшими колоколами. Древняя часть церкви имеет форму восьмигранного столба с алтарным полукружием; трапезная - форму квадрата. Вокруг церкви в 1888 году была устроена каменная ограда. В 1890 году интерьер храма был расписан сюжетами на библейские темы и обновлен иконостас. Ценными историческими предметами утвари и иконами церковь не располагала. Среди церковных документов в храме хранились: метрические книги - с 1800 года, исповедные ведомости - с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1855 году.
Состав духовенства до 1817 года состоял из священника и двух причетников. В начале XIX века церковь переименована в Вознесенскую. В 1817 года прибавилась должность дьякона, но в 1849 году её упразднили. По штату 1873 года положены священник и псаломщик. Средства содержания причта весьма скромные. За церковью числилась земля: пахотная 30 1/4 десятин, усадебная - 1 десятина и луговая 2 ¾ десятин.
К приходу села Мишина принадлежали деревни: Слободка, Костыли и Ободенки, выселенные недавно из села Мишина. Прихожан к 1890 году насчитывалось 924 мужика и 1026 женщин. Многие из них промышляли вставкою рам и стекол. С 1890 года в деревнях Слободке и Костылях существовали школы для детей.( по материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистические данные церквей и монастырей Рязанской епархии)
Собственно вот и все.... Маршрут от дома до дома получился ~760км
Но мы посмотрели не все, там, вокруг еще много интересных мест, так что еще вернемся в Рязанскую область обязательно =)
Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме.