Найти в Дзене

WHAT THE FACT. Государство против фейков

Оглавление

Проект "Три точки" в подкасте What the fact рассказывает о том, как государство может использовать фейки для укрепления собственного контроля над обществом.

Гость эфира - научный сотрудник Института России Королевского Колледжа Лондона Григорий Асмолов.

1:22 Как фейки становятся инструментом кризисного управления

4:45 Как проверять информацию, исходящую из официальных государственных источников

7:37 Что не так с официальной статистикой по коронавирусу

14:25 Почему коммуникация государства с обществом выглядит имитацией

19:10 Почему важна альтернативная статистика по коронавирусу

25:27 Идеальная модель "слышащего государства"

31:16 Цензура как инструмент борьбы с фейками

35:40 Может ли государство изменить свое отношение к коммуникациям

Ниже расскажем об основных тезисах беседы "Трех точек" с Григорием Асмоловым.

Государство столкнулось с кризисом коммуникаций

В контексте кризиса государство сталкивается с дилеммой: с одной стороны, нужно информировать людей о рисках и опасности, с другой – не допустить кризиса управляемости.

У государства часто один мотив подменяет другой: вместо того, чтобы обеспечить безопасность, подавая информацию в одном ключе, власть стремится понизить собственные риски и создавать такую информационную картину, при которой кризис находился бы под полным контролем государства.

Государство демонизирует фейкньюс с целью переключить агрессию населения с ошибок государство на «внешнего врага», распространяющего ложную информацию.

Происходит манипуляция со статистикой

Когда речь касается эпидемии – здесь пространство для манипуляции, связанной со статистикой, шире, чем в случае пожаров или землетрясений. Поэтому может замалчиваться реальное количество жертв, чтобы скрыть масштаб кризиса.

Таким образом, любые альтернативные цифры государство может объявить фейком.

Недоверие к официальным цифрам может работать в обе стороны – как в сторону занижения количества жертв со стороны власти, чтобы скрыть масштаб кризиса, так и в сторону завышения, чтобы оправдать жесткость мер.

Журналисты и гражданские активисты спешат на помощь

Роль медиа в ситуации распространения ложной информации – использовать весь спектр журналистских инструментов для того, чтобы разобраться, какой информации можно доверять, а какой нет. И в этой ситуации очень сильно растет запрос на профессиональную журналистику.

Важно, чтобы инициативы со сбором альтернативной статистики были прозрачными и системными и не позиционировались как единственно верные.

Если государство не реагирует на вызовы гражданского общества, в силу вступает гражданская мобилизация.

И фейковые новости могут способствовать демобилизации и социальной поляризации, создавая ощущение недоверия всему, о чем пишут в интернете.

Государство начинает признавать, что более эффективный ответ на ситуацию с гражданскими инициативами – не репрессии, а симметричный ответ в виде использования тех же технологий. И создает платформы, аналогичные гражданским, но полностью подконтрольные государству. Происходит мимикрия государственных ресурсов под альтернативные.

Но есть надежда

Единственный способ предотвращения фейков – прозрачность информации со стороны государства. Здоровые коммуникации – это меньше условий для развития среды, в которой могут появиться фейки.

Методы борьбы с дезинформацией должны разрабатываться на уровне платформ, а не законодательства.

Современные кризисные коммуникации требуют нового политического менталитета.

Есть надежда, что понимание того, что открытость - важнейший способ коммуникации, проникнет даже в самые закрытые политические структуры.

Исследование Григория Асмолова "Суверенный вирус": фейковые новости как инструмент кризисного управления"

_______________________________________________________________

Подпишитесь на "Три точки" в социальных сетях