Мечты есть у каждого из нас. Иногда они занимают человека настолько, что ради их достижения он готов отдать всё, что угодно. Даже свою жизнь.
Эдуард Толль, прославленный полярный исследователь, свою научную деятельность начал на Болеарских островах - именно там проходила первая экспедиция с участием молодого учёного. Труды Эдуарда Толля привлекли внимание известного путешественника (и тоже зоолога) Александра Бунге, который пригласил барона отправиться вместе с ним в Арктику.
Приняв приглашение Бунге, Эдуард Толль через Верхоянск и Усть-Янский Улус на Новосибирские острова. Именно тогда, в той первой высокоширотной экспедиции, с берега острова Котельный Толль увидел неизвестную землю. Вот как он описывал её:
Горизонт совершенно ясный. В направлении на северо-восток ясно увидели контуры четырёх столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землей. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: «Земля Санникова»…
В 1887 году Толль вернулся с Новосибирских островов в Санкт-Петербург, привезя с собой тысячи образцов ископаемых растений и животных и одну невероятную мечту.
Барон Толль был уверен, что в Ледовитом океане существуют обширные земли, остатки древнего материка Арктиды, и что остров, виденный им в 1886 году, как и остров, наблюдаемый Яковом Санниковым семьюдесятью годами ранее, есть ни что иное, как часть этой легендарной земли. И Толль решил во чтобы то ни стало её отыскать.
Однако за последующие десять лет к воплощению этой идеи Эдуард Толль не приступил. Были экспедиции на побережья Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых, исследования севера Сибири, участие в подготовке легендарного Нансеновского похода к Северному полюсу, участие в плавании первого арктического ледокола "Ямал" к Шпицбергену и многое другое. Но от мечты своей барон не отказался. Ещё в 1983 году Толль выступил в Академии наук с докладом о необходимости снаряжения экспедиции для поиска Земли Санникова. Доводы он приводил самые убедительные: Россия отсатавала в освоении Арктики от своих полярных соседей - америанцев и норвежцев. Необходимо было срочно брать в свои руки контроль над Северным морским путём, который мог быть открыт в любой момент: США и Канада не скрывали своего желания в ближайшее время найти проход в из Сибирского моря в Берингов пролив, а Землю Санникова сделать своей опорной базой.
Путём долгих уговоров и убеждений Эдуарду Толлю удалось склонить академию на свою сторону, но проект экспедиции ещё несколько лет пролежал "в столе" по причине своей дорогвизны. Лишь в 1899 году император Николай II согласовал снаряжение экспедиции для исследования Земли Санникова и назначил Эдуарда Толля её руководителем.
В Норвегии было куплено тюленебойное судно «Харальд Харфагер». Это был парусник с установленным паровым двигателем. Приобрести именно этот барк Толлю посоветовал Фритьоф Нансен, отмечавший сходство конструкции со своим "Фрамом", который, кстати говоря, был построен на той же верфи, что и "Харальд Харфагер".
В России судно усовершенствовали (усилили корпус, демонтировали часть мачт) и переименовали. Новрежский барк стал русской научно-исследовательской шхуной "Заря".
Особенно тщательно Толль подошёл к подбору членов команды. Командиром "Зари" стал опытный морской офицер Николай Коломейцев, его помощником был назначен лейтенант Фёдор Матисен, который также выполнял обязанности картографа, метеоролога и фотографа. Вторым офицером шхуны стал будущий лидер белогвардейского движения Александр Колчак, который отвечал за гидрологические исследования (Толль пригласил Колчака, познакомившись с его научными работами по океанографии).
8 июня 1900 года "Заря" покинула Санкт-Петербург и спустя месяц вошла в воды Арктики. Толль хотел успеть добраться до восточного Таймыра и встать на зимовку там, поэтому торопился преодолеть Карское море как можно скорее. Но при продвижении всё дальше на восток ледовая обстановка становилась всё тяжелее. Льды окружали и сковывали "Зарю", не давая той идти вперёд. Наконец, в сентябре "Заря" столкнулась со сплошным льдом Таймырского пролива, пройти через который не представлялось ни единой возможности. Было принято решение встать на зимовку.
В бухте Колина Арчера в Таймырской губе, где бросила якорь "Заря", Толль стал проводить регулярные метеорологические наблюдения и гидрологические исследования. В целом зимовка проходила благоприятно - команда была обеспечена продовольстивем и углём, люди не голодали и не болели. Однако отношения между двумя начальниками - руководителем экспедиции Толлем и капитаном шхуны Коломейцевым становились всё напряжённее. Коломейцев требовал строго исполнения на судне морского устава, а Толль считал первоочередной задачей проведение научно-исследовательской работы.
По приказу Толля Коломейцев вместе с матросом Расторгуевым отправились в Гольчиху. С третьей попытки, Преодолев 800 километров пешком, Коломейцев добрался до Дудинки, но на Зарю больше не вернулся, что не очень-то огорчило руководителя экспедиции, который фактически "списал" капитана на берег. Место Коломейцева занял старший офицер Фёдор Матисен.
Вторая навигация началась поздно - лишь 17 августа 1901 года "Заря" освободилась из ледового плена и взяла курс на Северо-Восток. Преодолев мыс Челюскин, шхуна вошла в воды, где предположительно находилась главная цель экспедиции - заветная Земля Санникова. Но ледовая обстановка не давала возможности продвигаться дальше на Север. Толль решил подойти к острову Беннетта, встать там на зимовку, а следующим летом продолжить поиски. Но к берегу Беннетты подойти не удалось, поэтому Толль, по совету Матисена и Колчака, распорядился бросить якорь у острова Котельный. Во время второй зимовки проводились исследования Новосибирских островов, но Толлю этого казалось недостаточным. Он стал понимать, что вероятнее всего обнаружить Землю Санникова не удастся - невероятно тяжёлая ледовая обстановка не даст "Заре" двигаться ни на Север, ни на Восток, к Беринговому проливу. А возвращаться в Петербург с "пустыми руками" он не хотел. Тогда бароном было принято очень рискованное решение - отправиться на нартах на остров Беннетта, исследовать его, а также провести рекогносцировку местности для обнаружения близлежайших ещё неизведанных островов. По плану Толля, "Заря" после окончания зимовки должна была подойти к Беннетте и взять его на борт.
23 мая 1902 года Эдуард Толль и астроном экспедиции Фридрих Зееберг, сопровождаемые двумя местными жителями, на трёх нартах покинули лагерь и отправились остров Беннетта.
1 июля "Заря" снялась с якоря, но тут же была затёрта льдами и начала вынужденный дрейф на северо-восток. Осовбодившись из ледового плена в августе, шхуна стала отчаянно пробиваться к острову Бенетта, но сделать это так и не сумела. Запасы угля стремительно подходили к концу, и Матисен, повинуясь оставленным на этот случай указаниям барона, повернул "Зарю" к материку, в бухту Тикси.
Группа Эдуарда Толля успешно достигла Беннетты, где занялась тщательным изучением острова. Предполагая покинуть Беннетту на "Заре" не позднее августа, Толль принял решение на заготавливать провизию на возможную зимовку, посвятив всё время исследовательской работе.
Но "Заря" ушла в Тикси, не сумев пробить лёд Новосибирского архипелага. Не дождавшись шхуны и не имея средств и возможности остаться на острове, Толль решил самостоятельно возвращаться на Большую Землю.
Живым барона и его спутников больше никто не видел. Вернувшаяся через год поисково-спасательная экспедиция под руководством Александра Колчака смогла обнаружить только поварню, сооружённую Толлем на Бенетте, отчёт об исследовании острова и записку следующего содержания:
Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14—20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.
Следы группы Толля терялись - вероятнее всего, они погибли во время перехода по льду с Беннетты на остров Новая Сибирь. Так оборвалась жизнь великого учёного и полярного исследователя.
На месте стоянки Толля среди немногих оставленных вещей Колчак обнаружил дневник барона. Оказывается, тот до последнего не оставлял надежды найти Землю Санникова и строил планы по продолжению поиска, составляя маршруты с Беннетты к неизведанной Земле. Вероятно, только резкое сопротивление спутников учёного остановило Толля от дальнейшего продвижения на север и вынудило его подчиниться большинству и отправиться на юг, в сторону материка.
До самого конца Эдуард Толль оставался верен своей мечте, которая и погубила мягкого, но решительного и отважного учёного, который не свернул со своего пути даже под угрозой верной смерти.
***
P. S.
Подробно о Земле Санникова вы можете прочесть в статье на нашем канале. Благодарим за внимание!