Много говорилось об экономических последствиях прошедших карантинов. Сейчас весь мир пытается восстановится после двух-трех месячной отсидки по домам. Прогнозы о том, когда будет восстановлена экономика хотя бы до уровня, на котором она была до карантинов, растянуты на многие годы. Последствия печальные во всем мире, даже после тех событий, которые произошли. Но чем хуже дело обстоит с экономкой, тем хуже и в социальной сфере.
Согласно подсчетам статистики в 2018 году каждый пятый ребенок уже был за чертой бедности. И эти данный были выше, чем в 2017 году, то есть ситуация ухудшалась и без дополнительных потрясений. Данные по 2019 и тем более по 2020 году еще не озвучены, но те же специалисты из Росстата говорят о том, что общее ухудшение положения после карантина естественно сказалось и на этих показателях. По их словам, в России существует две "не типичные" (для остального мира) категории людей, оказывающихся в группе риска перейти за черту бедности. Это семьи с детьми и "работающие бедные". Исходя из таких данных, заработная плата, оказывающаяся еще достаточной для поддержания сносного уровня жизни для бездетных семей (хотя категория "работающих бедных" показывает, что далеко не для всех), с появлением детей сводит семью за черту бедности. Общее ухудшение ситуации после карантинов только усиливает эту тенденцию.
Особую проблему в этом плане составляет вопрос образования. Согласно данных Росстата, существует проблема так называемой "ловушки бедности". Дети из бедных семей часто имеют успеваемость ниже других учеников. Это происходит по разным причинам. Родители, стараясь обеспечить семью, ищут дополнительный заработок и значительном меньше могу уделять времени обучению своих детей. Дети в таких семьях оказываются больше подвержены влиянию улицы и не особо стремятся к учебе (не хотят быть "ботаниками" в глазах компании), кто-то из подростков пытается помогать семье, сам ища заработки. В результате окончив школу со средними балами, не имея ни финансовой возможности, ни достаточно базы знаний для продолжения обучения в ВУЗах, они оказываются с единственным выбором - поиск неквалифицированной низкооплачиваемой работы.
Во время карантина школьники массово переводились на удаленное образование, такая тенденция была свойственна не только нашей стране, но активно применялась во всем мире. Не стану говорить о других странах, каждая решает эти вопросы по своему, но в нашей подобный подход почему-то очень понравился чиновникам от образования. С первого сентября несколько регионов запускают такой способ обучения в качестве эксперимента, не зависимо от наличия или отсутствия карантина. Но то, что происходило на дистанционном обучении во время прошедшей изоляции явно не улучшило возможности обучения. Очень многие и родители, и ученики, и учителя не только заявили о том, что такая форма образования хуже и менее способствует усвоению знаний, но и является стрессовой как для учащихся, так и для учителей и родителей. Следовательно как такой подход к образованию, так и общее ухудшение экономического положения ведет к общему снижению уровня образованнности в стране.
В прочем эта проблема коснется не только нашей страны. Даже в значительно большей степени будет нанесен удар по образованию в более бедных странах мира. В 40 странах может прекратиться финансирование образования полностью или почти полностью. В результате чего боле 9,7 миллионов не смогут продолжать получать образование даже на уровне школьного. Учитывая то, что и сейчас уже около 124 миллионов детей не получают никакого образования, эта армия будет только расти и расширяться территориально. Говоря о введении дистанционного обучения, по данным ЮНЕСКО около полумиллиарда детей во всем мире, имея возможность обучаться в школах, просто не смогут перейти на дистанционное образование, по причине отсутствия возможности иметь компьютеры, отсутствия возможности оказания помощи со стороны родителей и различных других трудностей.
Тем не менее история с пандемией продолжается. Не смотря на последствия в экономике, на то, что происходит в социальной сфере, в частность с тем же образованием, над нами нависает пресловутая "вторая волна". Долгое время продолжались "танцы" вокруг "второй волны". С одной стороны бесконечные заявления со стороны ВОЗ о продолжающей усложняться ситуации, с другой стороны заявления, мол, "россказни про "вторую волну" фейк". Создается картина, как будто народ держали в напряжении, не давая толком расслабиться, но все время отодвигая новые "ужасы" дальше. Теперь разговоры перестали быть просто разговорами. Румыния, Сербия, другие страны Восточной Европы уже начали "тонуть во второй волне". Австралия вернулась к самоизоляции, усиливая штрафы за ее несоблюдение. У нас в России посыпались новые заявления о том, что маски нужно надеть на каждого, а все "отмазки" об осложнении дыхания из-за них вообще и слушать не зачем. Вторая волна готовится захлестнуть весь мир и снова загнать всех на самоизоляцию. Вопрос только в том, в какой стране и когда это произойдет. Я уже раньше прогнозировала возможность того, что в России снова вернут самоизоляцию ближе к октябрю-ноябрю, хотя эту статью и заблокировали, но к сожалению возможность такого отрицать нельзя и судя по развивающимся событиям, я могу оказаться в этом права.
К чему приведет повторное наложение домашнего ареста для всего населения мира, сказать трудно. Но судя по удару, нанесенному первым, явно ничего хорошего не принесет. Не смотря на шведский опыт, другие страны явно не спешат им воспользоваться. А учитывая, что появившийся вирус может остаться (по давлениям тех же врачей) на долго, продолжать практику "самоизоляций", пожалуй, значительно более пагубное явление, чем любой вирус. Прячась от него, мы уничтожаем свою экономику, уничтожаем социальную сферу, образование и свое будущее. А учитывая, что прошедшие карантины ровным счетом никак не отразились на статистике распространения вируса, это занятие не только пагубное, но и в высшей мере бессмысленное.