Автор: Станислав Лисовский.
Через год юбилей: 80 лет, как США близко познакомились с продукцией фирмы "Мицубиси", только пока не автомобилями, а самолётами.
"Мицубиси" А6М "тип 0" ("Зеро", "Зик") стал настоящим кошмаром для Америки на какое-то время. Начало производства этого палубного истребителя приходится на 1940 год и к тому времени американцы уже понимали, что без близкого с ним знакомства не обойтись. Так что в 2020 можно начинать праздновать!
Про этот самолёт, занявший своё почётное место в истории, не писал только ленивый, наверное. Так что не будем повторять общеизвестное и занимать ваше время. Кто интересуется вопросом - больше меня знает, а кто нет, тот при желании может почитать прекрасные и очень подробные статьи, которых огромное множество. А мы попробуем немного по-другому, про его может быть вынужденные, но ставшие в итоге фатальными для японцев, недостатки.
Да, они были, хотя во всей литературе "Мицубиси А6М" расхваливается на все лады. Но - истребитель требовал хороших пилотов, а из-за отсутствия хотя бы минимальной защиты, гибли они быстро:
1. Из - за невозможности производства мощных моторов самолёт облегчали беспощадно: у "Зеро" поначалу не было даже бронеспинки и протектированных бензобаков. Жизнь показала, что это было ошибкой, делать всё равно пришлось, но уже было поздно.
2. Конструкция планера работала прекрасно, давая японскому истребителю преимущество в маневренности, но на высокой скорости требовались очень значительные физические усилия на ручке управления. Будущие японские асы на турнике висели регулярно, ну и опыт (который не пропьёшь) был, а вот молодую замену так тщательно готовить уже не было времени.
Ну и отсутствие на флоте системы спасения пилотов. К самому самолёту это конечно не имеет отношения, но сбитым лётчикам, оказавшимся в воде от этого легче не становилось. В отличие от американцев, которые могли во время боя послать эсминец или гидросамолёт, чтобы вытащить из воды двух своих потерявшихся обалдуев, японцы так сильно не напрягались. Азиатский фатализм или отсутствие возможностей - не знаю. Наверное, и то и другое сразу. Эта особенность японского отношения к войне многократно усилила действие первых двух пунктов.
Всё перечисленное имело то значение, что за 7 месяцев активных боевых действий пилоты с прекрасной довоенной подготовкой (отличники) в большинстве своём погибли, ещё через полгода были выбиты и те (хорошисты), кто тоже имел вполне неплохую подготовку. И начался кошмар. Отсутствие возможности поточно готовить высококлассных пилотов стало фатальным. Неопытная японская молодёжь не справлялась с истребителем и без радиосвязи терялась в быстроменяющейся боевой обстановке, часто становясь лёгкой добычей набравших опыт американцев. Многочисленные модернизации исправить ситуацию уже не могли.
Кстати, зря ругаемый - это он вынес всю тяжесть первого, самого безрадостного для США периода, выбив многих японских "отличников". Поняв, что Уайлдкэт во многом проигрывает Зеро, американцы, подумав: "... (ерунда) война, главное манёвры!" разработали несколько тактических приемов, использующих прочность и защищенность своего "дикого кота" как козырь: при пикировании "Уайлдкэт"выдерживал гораздо большие скорости, чем японец. Атака сверху с пикированием и максимальным ускорением, а в случае промаха - Зеро не рисковал догонять американца, так как из-за минимального запаса прочности конструкции мог разрушиться на заданной тем скорости. Ну а в горизонтальной плоскости американская пара втягивала атакующего одного из них японца в "узор Тэча".
Я вывел формулу победы, грустно шутил американец: "Два "Уайлдкэта" равны одному "Зеро"".
Однако, с 1943 ситуация стала сильно меняться, и не в пользу японского производителя. Продоминировав год, продукт компании "Мицубиси" стал сдавать позиции, так как на арену вышли настоящие убийцы.
Эта парочка даже выглядит как-то... настораживающе. Конструкторы фирмы "Грумман", задумав модернизировать своего "Уайлдкэта", так увлеклись, что в творческом угаре сделали совершенно новый самолёт. Правда, он очень походил на летающий утюг... А в фирме "Чанс-Ваут" так и не сознались, кто нарисовал эту страшную каракатицу, которую они потом гордо назвали "Корсаром".
Но драться эти летающие кошмары искусствоведа умели хорошо...
Ну, а история изделий фирмы "Мицубиси" на этом не закончилась, её многочисленная высококачественная продукция потом завоевала мир и без стрельбы. Но попозже.
Её Великоэстетство, Главный Редактор Лучшего в мире Канала, долго рассматривала картинки (вверх ногами, правда) но потом, после распит.... эээ....консультации с Придворным Искусствоведом, сделала тише арию Тулуза Лотрека из оперы Дали "Жизнь за Мане" и вздохнув, изрекла: "Ладно, про паровозы, пусть будет про паровозы, ибо прогресс!" Но велела напомнить, что ставить лайки и подписываться на канал есть дело богоугодное. Несмотря на все эти ваши прогрессы.
ЧИТАЙТЕ также:
Прыжок в небо, не сразу ставший полётом