Здравствуйте! Я - Арсений Фролов, мастер спорта по автоспорту, Чемпион России по авторалли, тренер по безопасному и контраварийному вождению международного класса. Добро пожаловать в мой блог "Осознанное вождение"!
Если смотрели фильм "Место встречи изменить нельзя", то вспомните и фразу, что у опытного разведчика со временем "глаз замыливается". Справедливо это и для тех водителей, которые привыкли к рулю и начали смотреть на вождение уже другими, менее испуганными и и напряженными глазами.
Когда мы начинаем что-то делать, хотя бы даже учимся готовить яичницу, то мозг распознает много опасностей по ходу дела и каждый шаг нам дается с большими усилиями и значительными тратами времени и не только его. Скоро мы начинаем привыкать к ситуации, к новой форме действий, стресс снижается и мозг присваевает этому делу более низкую степень опасности.
Когда процесс становится, по большей части, автоматическим, то наш серый друг может совсем сравнять, по степени опасности, приготовление яичницы и вождение автомобиля. Это все происходит без активного вмешательства сознания и если мы не подправляем процесс, то начинаем незаметно идти у себя на поводу и прощать то, на что раньше никогда не пошли бы.
Я выделяю 8 самых опасных вещей, которые водитель прощает себе по мере привыкания к вождению автомобиля, однако степень их опасности из-за этого никак не уменьшается.
1. Использование телефона за рулем. Не важно, где вы это делаете - в городе или на загородной трассе. Не важно как вы это делаете - смотрите навигатор, общаетесь в мессенджерах, ищите номер в записной книжке или даже просто говорите по телефону с помощью хендс-фри - это все отвлекает вас от вождения и вероятность попасть в аварию возрастает в 23 раза (от 4 до 23).
Внимание, память и мышление не могут быть в нескольких местах одновременно. Вы их только можете переключать с одного дела на другое. Если они в телефоне, то на дороге их точно нет и вы едете, фактически, в слепую. У разговора с пассажиром тот же эффект.
Если не верите, проделайте мысленный эксперимент - попробуйте вспомнить ситуации, когда вы говорили по телефону за рулем. В них возможны только два варианта. Либо вы все помните из разговора, но ничего из того, что творилось снаружи, либо наоборот. Третьего не дано.
Даже если вы используете телефон всего секунд 5-10 - пришел звонок, посмотрел на телефон, увидел номер, принял решение что делать, сбросил телефон, вернул внимание на дорогу, разобрался в том, что изменилось, принял решение, что делать - за это время, например на 40 км/ч вы проезжаете около 55-110 метров вслепую.
Навигатор тоже можно, смело, приравнять к телефону.
2. Давать эмоциям взять верх над собой. Не буду долго расписывать здесь все минусы такого подхода, так как уже писал про это в статье "Дорожная ярость или как оставаться спокойным за рулем". Скажу только, что обижаться или злиться на человека, которого не знаешь и зачастую даже не видишь, это глупо. Также глупо полагать, что он или они - все эти люди - делают что-то специально против вас. Но есть моменты когда глупость граничит с опасностью - я про попытки воспитать кого-то, научить, преподать урок. В общем, читайте статью, в ней все написано.
3. Незакрепленные вещи, китайские собачки, висюльки и т. п.
Все что может летать, качаться, болтаться, отвлекать вас от вождения, пусть даже вам так не кажется - должно быть убрано из машины или закреплено, дабы не привести к аварии. Например, когда прилетит вам голову.
Одна моя ученица рассказала, что однажды попала в аварию из-за бус, висящих на салонном зеркале. Когда ее грубо подрезал автомобиль, она резко дернула руль в сторону, бусы качнулись и периферическое зрение показало ей, что сбоку еще кто-то на нее летит. Она рванула руль еще на больший угол. Выехала на встречку. ДТП. Переломы. Реанимация. Долгое восстановление. Убирайте все, что вас может отвлечь - машина не чулан и не музей.
4. Полулежачая поза, неправильная регулировка посадки и не настроенные подголовники. Все это очень опасно. Допуская эти ошибки вы не только ухудшаете себе обзорность и затрудняете быструю реакцию на происходящее, но еще провоцируете у себя появление болей в спине, шее, плечах, коленях, локтях, запястьях.
Когда наши суставы работают под неправильными углами, нагрузка на них распределяется неправильно, поэтому они и начинают болеть, рано или поздно. Чтобы такого не было читайте статью из предыдущего пункта и узнаете, как надо.
5. Неправильно пристегнутые ремни безопасности. Представьте, что вам нужно перевезти в автомобиле самую дорогую в мире вазу династии Минь. Разобьете ее - вам платить. Будете ее крепить? Надеюсь, что вы ответили да) Тогда следующий вопрос - а ваша жизнь и жизнь ваших пассажиров дороже редкой вазы? Надеюсь, что вы снова ответили да) Если так, то закрепите свое тело правильно. Если не знаете как это лучше сделать, читайте статью "Важные советы о ремнях и посадке, которым не следуют 90% водителей".
6. Курение, еда и другие дела, которые не несут смысла непосредственно для вождения и отвлекают вас. Делать их надо только в стоячем автомобиле.
Один мой знакомый умудрялся одной рукой сворачивать себе самокрутки, когда толкался в пробке. Однажды у него что-то пошло не так. Он слишком долго удерживал внимание на этом процессе и пропустил торможение переднего автомобиля. Остановиться он успел. Но до этого, дернувшись от неожиданности, задел стоящий в подстаканнике между сидениями горячий кофе. Ему было больно и обидно. Не знаю, как у него это получилось, но и костюм он испортил - залил полу пиджака и брюки - и ногу обварил и не покурил и кофе не попил. Теперь он готовит себе "ядовитые палочки" до выхода из дома. Потому что всему свое время и место.
Я много путешествую (уже лет 20) на машине с семьей и без и давно выработал у себя железное правило - хочешь есть, пить, достать что-то из перчаточного ящика или сумки за сиденьем - встань в безопасном месте, сделай это и езжай дальше.
Ну хорошо, воду я пью в движении. У меня для этого поильник с соломинкой есть. Но перед этим я проверяю ситуацию, могу ли я это сделать или нет - есть ли вероятность, что на этом участке мне придется тормозить или маневрировать? Если да, то я потерплю, когда такой вероятности не будет.
Что касается курения. Как бывший курильщик со стажем, скажу так - попробуйте вспомнить тот кусок дороги, по которому вы ехали, когда доставали сигарету и прикуривали. Если сможете - можете выступать на эстраде с номером "человек с уникальным вниманием". Но скорее всего, вы не сможете это сделать. Потому что, даже если вы, практически, не смотрите на все действия, внимание свое вы все равно отдаете им.
Есть за рулем опасно, не вкусно и вредно.
Опасно - можно поперхнуться, уронить кусок на одежду, кресло, импульсивно дернуться их очищать и пропустить что-то очень важное снаружи.
Не вкусно - это если вы едите автоматически и не можете сосредоточить внимание на вкусе еды. В противном случае вы опять-таки воруете внимание от дороги.
Вредно от того, что поедая пищу автоматически, вы ее плохо разжевываете и часто съедаете больше необходимого количества. Также, например, когда едите со смартфоном в руках.
7. Отсутствие очков. Первое - если вам положены очки по вашему зрению - без них ездить нельзя и точка. Ну хорошо, контактные линзы тоже подойдут.
Даже если у вас все хорошо со зрением, пренебрегать темными очками в солнечную погоду тоже опасно. Когда вы щуритесь, то сильно сужаете у себя поле зрения.
Я советую еще использовать желтые очки. Ночью в снег, туман, дождь - они обладают свойствами делать очертания объектов и дороги более четкими и от ослепления подстраховывают. Мне нравится в них водить.
8. Прослушивание громкой музыки. Громкая музыка отвлекает вас тем, что "заражает" своим ритмом, незаметно побуждая ехать быстрее или медленнее. Еще она создает или усиливает ваше настроение, например более веселое или дерзкое или агрессивное и так далее. Вы, сами того не замечая, начинаете идти на поводу у этого настроения, что тоже не прибавляет внимательности за рулем.
Тихая музыка тоже отвлекает тем, что вы вынуждены к ней прислушиваться или она вообще может убаюкать вас. Музыка должна быть четко различимой, не более того. Можно и вообще без нее. Я езжу без музыки и мне нравится.
Для того, чтобы избежать этих и других, подобных им ошибок, нужно всегда держать голову холодной, а внимание только на дороге. Тогда вы сможете адекватно воспринимать окружающую обстановку и действовать безопасно, чтобы близкие выгоды, никогда не перевешивали дальние угрозы (об этом читай здесь).
Берегите себя!
Если понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, читайте другие материалы - здесь еще много интересного :-)