Продолжение. Начало здесь:
Дневник пионерки. Глава 1. Мамина школа
Дневник пионерки. Глава 2. Алло, мы ищем таланты
Дневник пионерки. Глава 3. Больше хороших товаров
Дневник пионерки. Глава 4. Служу Советскому Союзу
Дневник пионерки. Глава 5. Сельский час
Дневник пионерки. Глава 6. Голубой огонёк
Дневник пионерки. Глава 7. Взрослым о детях
Дневник пионерки. Глава 8. Пионерская зорька
Дневник пионерки. Глава 9. Москва и москвичи
Глава 10. Рейс 222
В один из своих приездов в Москву слышу обрывки странного разговора:
- Танцовщик Большого остался в Америке... Гастроли... Международный скандал... Жену три дня держали в самолете...
На мои вопросы никто не отвечает, но факт всплывает много лет спустя, когда на экраны страны выходит до предела идеологизированный фильм о перебежчиках-невозвращенцах - «Рейс 222». Эту агитку «про железный занавес» я посмотрю в Ленинграде в тысяча девятьсот восемьдесят шестом, но история Александра Годунова, ставшего прототипом фильма, будет обсуждаться снова и снова. И, конечно, вечный вопрос: зачем? Ведь у премьера Большого было все - ведущие партии, заграничные гастроли, возможность зарабатывать, положение в театре... Перечитав кучу материалов о жизни и творчестве великого Годунова, я вслед за Питером Розеном, режиссером документального фильма «Godunov. The world to dance in» («Годунов. Мир, в котором приходится танцевать») ответила себе на этот вопрос, и ответ оказался несложным. Больше того, со временем я поняла: свое «техзадание на жизнь» балетный принц Годунов выполнил, - но каждый раз, возвращаясь к его истории, я ловлю себя на том, что все время ищу лазейки, которые могли (?) его спасти.
Александр Годунов окончил Рижское хореографическое училище (где учился в одном классе с Михаилом Барышниковым), распределился в ансамбль «Молодой балет» под управлением Игоря Моисеева и спустя четыре года был принят в труппу Большого. Где сразу стал премьером. В тысяча девятьсот семьдесят втором Годунов получил первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета, молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая и сделала своим партнером. Принц в «Лебедином», Вронский в «Анне Карениной», Юноша в «Шопениане», Базиль в «Дон Кихоте», Альберт в «Жизели», Спартак, Царь в «Иване Грозном» Прокофьева, Тибальд в «Ромео и Джульетте», Пастух в «Весне священной» - за восемь лет работы в Большом Александр Годунов перетанцевал все ведущие партии и благодаря гастролям имел международную славу — собственно, все выезды Большого за рубеж рекламировались именем Годунова. О том, что премьер Годунов думает об эмиграции, в театре знали все, и все-таки когда в семьдесят девятом во время американских гастролей Александр попросил политического убежища, многих это шокировало, и в первую очередь, его жену Людмилу Власову. Много лет спустя она рассказывала:
- Мы часто обсуждали вопрос эмиграции, вернее, Саша предлагал, а я отказывалась, потому что не могла бросить в СССР маму, которая бы все поняла и простила, а сама умерла бы с горя в Москве… И я не верю в то, что муж решил остаться в Штатах один, без меня.
Не верила не только Людмила, не верили все, кто был знаком с историей этой пары, потрясшей главную сцену страны. Когда Мила и Александр познакомились, Годунов танцевал в «Молодом балете», а Власова, во-первых, считалась звездой Большого, а во-вторых, была замужем. Он влюбился в Людмилу страстно и безоглядно и сделал все, чтобы она вышла за него замуж, Некоторое время за этим романом следил весь театр, но даже когда Власова все-таки решилась оставить мужа и свою прежнюю (недосягаемую по уровню комфорта для большинства советских людей) жизнь и переехала в Сашину однушку на окраине Москвы, их отношения не стали более спокойными – скорее наоборот. Многих это раздражало, кто-то откровенно завидовал, и даже сейчас Людмила Власова с изумлением говорит, что когда-то пережила ту самую любовь, о которой слагают легенды… Были моменты, когда их отношения выходили за рамки личного пространства и перемещались в пространство искусства — когда Власова и Годунов танцевали в одном балете «Любовью за любовь» Хачатуряна или снимались в тот самом фильме «31 июня», и от этих двоих невозможно было оторвать глаз...
А тогда в Нью-Йорке, в тысяча девятьсот семьдесят девятом, Людмила Власова пережила шок. Гастроли еще не закончились, но Годунов свои спектакли оттанцевал и в тот день должен был находиться в отеле. Людмила вернулась вечером в номер, но Саши там не оказалось. Прождав до утра, она все поняла… Власова, конечно, догадывалась, кто спровоцировал уход мужа — тот самый фотограф Б., который часто бывал у них в Москве и все время вел разговоры об эмиграции. Скорее, всего, Сашу напоили и сделали снимки, после публикации которых его карьера в СССР была бы просто невозможна, и ему ничего не оставалось, как просить политического убежища. Потом это косвенно подтвердится. А тогда ее все время спрашивали: что ты решила? И она отвечала: полечу в Москву. Кагэбэшники, сопровождающие труппу Большого театра, решили, что в отеле ей оставаться нельзя, и Людмилу переправили в советское консульство. Мила шла к машине через гараж и слышала, как у отеля стояли люди с плакатами и скандировали: свободу Людмиле Власовой! Потом был аэропорт Кеннеди и самолет, куда ее доставили в срочном порядке, единственную из труппы, которая продолжала выступать. Трап уже отъехал, закрылись все двери, и вдруг шум, влетают журналисты, переводчица, представители ФБР... И — началось...
Переводчица без конца повторяла:
- Вас увозят насильно. Пожалуйста, выйдите и скажите об этом. Он здесь, рядом, он вас любит безумно.
Эта странная женщина, кажется, украинка, не могла понять простой вещи: если Людмила сейчас выйдет, у нее просто не хватит сил вернуться назад. Самолет стоял на летном поле почти двое суток, переговоры зашли в тупик, и американцы решили продолжить их на нейтральной территории, ведь самолет считался территорией СССР. К салону пристроили длинный коридор-кишку, и Людмила Власова вместе с Григоровичем и консулом отправились на переговоры. Со стороны США их уже ждали заместитель председателя ООН, переводчик, адвокат Александра и врач (который должен был определить, не накачана ли супруга Годунова наркотиками). Власовой то и дело предлагали остаться, но она упорно объясняла, что хочет вернуться домой, к матери. Через трое суток, когда к конфликту подключились Брежнев и Картер, самолету разрешили взлететь. Все это время остальные пассажиры оставались заложниками ситуации, а Годунов метался, как безумный, без конца повторяя: «Где моя жена? Приведите мою жену!».
Эту пару назовут Ромео и Джульеттой холодной войны. Потому что бежать на Запад из СССР означало не только потерять родину, друзей и родных, это значило - быть отрезанным навсегда... В тот тяжелейший период своей жизни Александр Годунов проживет несколько дней в доме друзей Иосифа Бродского, который, кстати, помогал вести переговоры с американцами. Сашу примут в труппу Американского Театра Балета под руководством Михаила Барышникова, но в течение полугода Годунов не сможет выйти на сцену, так как танцовщики, недовольные высокими гонорарами нового премьера, объявят забастовку. «Я бы все отдал за то, чтобы моя жена была рядом!» - будет повторять он снова и снова. Через три года, в восемьдесят втором, у Годунова произойдет конфликт с Барышниковым - Барышников потребует, чтобы Александр танцевал современную хореографию, Годунов откажется и покинет театр. Какое-то время Александр Годунов будет танцевать с собственной труппой, как приглашенный премьер много гастролировать в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Японии, Европе... В восемьдесят втором им с Людмилой заочно оформят развод, Власова выйдет замуж, а у Саши начнется роман с голливудской актрисой Жаклин Биссет, очень похожей на Людмилу. Это Жаклин однажды скажет Годунову:
- Если уж ты оказался в Америке, единственная вершина, которую стоит покорять — Голливуд.
И он прислушается к этому совету. С балетом будет покончено, Годунов снимется в нескольких фильмах, войдет в голливудскую тусовку, где будет держаться особняком и однажды на каком-то приеме после вопроса в сторону Жаклин «Это ваша жена?» придет в ярость:
- Моя жена осталась в России!!!
Александр Годунов старался не встречаться с соотечественниками, зная, что после этого непременно сорвется и будет пить. Он мечтал встретиться с Людмилой на территории одной из соцстран, и такая встреча готовилась, но, в конце концов, Власова ее отменила сама, испугавшись, что Сашу могут схватить и насильно вернуть в Москву. Все невозвращенцы только этого и боялись, а у Нуриева из-за вечного страха и одной попытки похищения сформировалась мания преследования, от которой он не мог избавиться до конца жизни…
Годунов погибнет в сорок пять лет, и даже причина смерти (одна из версий - от последствий гепатита, вызванного алкоголизмом) до сих пор остается под вопросом; в некрологе Бродский напишет: « Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества». Ну, а что касается «техзадания» на жизнь, которое, как я уже говорила, было выполнено, то оно редко совпадает с личным счастьем человека, хотя обычно дает ответ на этот вопрос «Почему?». Гений танца, античный бог Годунов (а такие рождаются раз в сто лет) эмигрировал из СССР потому, что только такой ценой его мог увидеть весь мир, в чем и состоял смысл короткой и драматичной жизни этого человека. Может быть, самой драматичной из всех невозвращенцев, таких, как Бродский, Барышников и Нуриев, истории которых до сих пор волнуют бывших советских людей…
Если понравился текст, поставьте, пожалуйста, лайк. Подписаться на канал можно Здесь
Карта Сбербанк 4276 4900 1853 5700
Продолжение здесь:
Дневник пионерки. Глава 11. Дым костра
Дневник пионерки. Глава 12. Будильник
Дневник пионерки. Глава 13. Программа "Время"
Дневник пионерки. Глава 14. Здоровье
Дневник пионерки. Глава 15. А ну-ка, девушки!..
Дневник пионерки. Глава 16. Будни великих строек
Дневник пионерки. Глава 17. В гостях у сказки
Дневник пионерки. Глава 18. Советский Союз глазами зарубежных гостей, или "Кабачок "13 стульев"
Дневник пионерки. Глава 19. Вечный зов
Дневник пионерки. Глава 20. Очевидное-невероятное
Дневник пионерки. Глава 21. АБВГДейка
Дневник пионерки. Глава 22. Наши соседи
Дневник пионерки. Глава 23. Человек и закон
Дневник пионерки. Глава 24. 600 секунд
Дневник пионерки. Глава 25. Семнадцать мгновений весны
Публикации канала:
Письмо. Рассказ
Клад. Рассказ
Как я стала помещицей
Сам я живу в вагончике, а в трёхэтажном жоме - страусы и индюки
Бабушка и её женихи
Как няня вышла замуж
Взлёт
А вызнали, что человеческой жизнью управляют дома?
Транзитный Сатурн
Волшебник Данилин
Все, кто мог, продали большие дома
Как девушка убежала в Испанию
Как я похудела до 44-го размера
Женщина вокруг сорока. Повесть
Дневник пионерки. Биографический роман