Ave Caesar, morituri te salutant. Наверняка среди нас найдутся такие люди (особенно если они интересуются историей), кто слышал эту фразу про идущих на смерть, но приветствующих Цезаря. Остальные либо читали «Спартака» либо смотрели (скорее всего смотрели – книги сейчас мало кто читает) классический одноимённый пеплум с Кирком Дугласом в главной роли, ну или уже современные телесериал «Спартак: кровь и песок», а также блокбастер Ридли Скотта «Гладиатор».
К этому можно ещё присовокупить школьные знания с хрестоматийной иллюстрацией из учебника, изображающей поверженного гладиатора, которого кровожадные зрители, повернув большой палец вниз, дружно приговаривают к смерти.
Неудивительно, что в результате у современного человека вырабатывается отношение к гладиаторам, как к несчастным «униженным и оскорблённым» рабам. Их злобные римляне, однажды изловили где-то в родных краях, после чего загнали в казармы. Там пленников, обучив владению мечом, а также другим, более специфическим инструментарием (той же сетью или трезубцем), заставляют драться друг с другом, непременно убивая товарища, с которым ещё утром вместе сидели за столом, хлебая тюремную (а какая ещё еда может быть у пленников?) баланду.
Словом, не жизнь у бедных гладиаторов была, а сплошное каждодневное ожидание лютой смерти, когда с сокамерниками по казарме живешь по советскому лагерному принципу «Сегодня умрёшь ты, а завтра я».
Но так ли это было на самом деле? Судя по данным историков, всё обстояло несколько иначе. Во-первых, сами гладиаторские бои. Не стоит думать, что это был такой же спорт, как современный футбол или хоккей. Когда матчи проходят минимум раз в неделю, а то и чаще. На самом деле гладиаторские бои, ну или игры, проводились довольно редко. Да-да, не имели древние римляне возможности в любой день походя заглянуть в соседний амфитеатр на пару-тройку поединков. Нет. Возможность увидеть такой спектакль предоставлялась буквально несколько раз в году.
Причина – весьма прозаическая. Организация гладиаторских боёв влетала в копеечку, а точнее в сестерций. Ведь такие представления шли не один день и пары бойцов, выходивших на посыпанную песком арену, сменяли одна другую. А каждый из них стоил немалых денег. Тут, конечно, многое зависело от масштаба, с которым организовывались игры.
Например, если бюджет праздника составлял 200 тысяч сестерций, то гладиатор первого класса стоил устроителю до 15 тысяч всё тех же сестерций. Тут стоит оговориться, что эти деньги гладиатор получал не напрямую – вся звонкая монета шла в карман ланисте – владельцу гладиаторской школы, этого бойцовского клуба времён античности.
А ведь на потеху публике надо было выставить не одну, не две и не три пары. И это не считая животных и прочих трат. Неудивительно, что власти вынуждены были даже издавать ограничительные эдикты, вводя потолок затрат. Например, при императоре Тиберии I сенат разрешил проводить игры только тем, чьё имущество оценивалось хотя бы в 400 тысяч сестерциев.
Ну или, например, одному и тому же гражданину можно было устраивать бои на чаще двух раз в год, да ещё и количество ангажируемых гладиаторов тоже строго ограничивалось – не более 120. И вообще, позволение на такого рода развлечения должен был выдавать только сенат, и никто другой. Другие императоры просто пытались ограничивать стоимость гладиаторских игр, в том числе и отменяя налоги.
Но, как бы то ни было, римлян развлекали такими зрелищами далеко не каждый месяц, а значит и гладиатор выходил на арену проливать свою и чужую кровь с той же периодичностью. Это во-первых. Во-вторых, далеко не каждый бой вёлся не на жизнь, а на смерть. Изначально определялось, получит ли проигравший право на пощаду или нет.
Тут, конечно, многое зависело от настроения конкретного правителя, да и вообще от времени. Например, император Август запретил в принципе бои без пощады, по-латыни sine missione. Зато в III веке по подсчётам историков процент боёв без пощады сильно подскочил. Чуть ли нее каждый второй поединок заканчивался гибелью одного из бойцов. Сложно сказать, чем вызваны такие перепады. Может дело просто во временах: правление Августа считается чуть ли не Золотым веком Римского государства, в то время как III столетие, наоборот, вошло в историю как окаянные дни, когда одна гражданская война сменяла другую и всё это вкупе с нашествиями варваров.
Однако, при всём при этом не стоит забывать про частоту проведения гладиаторских игр – несколько раз в году. Это означает, что каждый боец дрался всего три-четыре раза в течение 365 дней! Всё остальное время гладиаторы жили своей обычной жизнью: если, спали, тренировались, а значит они вовсе не встречали каждое утро с тоскливой мыслью: «Вполне возможно, что это мой последний рассвет в жизни».
По подсчётам историков средняя продолжительность жизни гладиатора не слишком-то отличалась от средней продолжительности жизни обычного римлянина – не более 30 лет. Это в среднем. Конечно, молодые и неопытные погибали намного быстрее. И наоборот, были те, кто проводили за свою карьеру по 80, 100 и даже полторы сотни боёв. И дело тут не только в высочайшем профессиональном мастерстве. Дело ещё и в симпатии публики.
Это ведь были настоящие звёзды спорта времён античности. Толпы поклонников, посвятительные статуи. Такие гладиаторы были также популярны как сегодня те же Роналду, Месси или звёзды американских профессиональных лиг. Даже если такой гладиатор проигрывал бой, то поклонники ни за что бы не позволили ухлопать своего кумира. Поэтому любимец публики мог получить пощаду - missio не раз и не два.
Таким образом, гладиаторов едва ли стоит воспринимать как несчастное сословие, обречённое на неизбежную смерть. Конечно, многие погибали, конечно, немало было и тех, кого заставляли сражаться. Были случаи, когда бойцы предпочитали покончить жизнь самоубийством, чем входить на арену. Особенно это касалось бывших пленных.
Но история знает примеры, когда гладиаторы искренне возмущались тем, что их слишком редко выпускают в бой. Были и такие, как Фламма из Сирии, который четыре раза получал рудис – деревянный меч, дающий право на свободу, и всё равно потом он снова возвращался на арену. Немало было случаев, когда свободные граждане добровольно шли в гладиаторы, причём нередко это были представители высших сословий, как те же всадники. И всё это не говоря о хрестоматийных примерах таких императоров как Коммод или Калигула.
Словом, гладиаторы действительно шли на смерть, но далеко не каждый день и не каждый месяц. Да и вообще, в те времена свою погибель простому гражданину можно было запросто найти и за пределами амфитеатров: на войне, во время пожаров в знаменитых римских многоэтажках ну или просто от болезни, которая сейчас считается элементарной. Как говорится, vita brevis. Особенно в те стародавние времена.