Найти тему
Stanislav Gorbunov

Как живёт и здравствует культ Сталина в Вильнюсе и Риге

Признаюсь в одной своей слабости. Хоть я по убеждениям и не сталинист, скорее даже наоборот, мне очень нравится сталинская архитектура послевоенного времени.

В тот короткий период с 1945 по 1955 годы на территории бывшего Советского Союза и в соседних странах было воздвигнуто огромное количество величественных зданий, которые одним своим видом должны были вызывать уверенность в восстановление разрушенной страны и веру в торжество коммунизма. Строили тогда с небывалым размахом, используя множество классических архитектурных форм и создавая на их базе нечто совершенно новое. Строения в стиле сталинского ампира или барокко всегда поражают воображение, хотя у многих и ассоциируются с излишней помпезностью и отсутствием индивидуализма.

На этот раз я расскажу о двух очень ярких строениях того периода, которые сумели пережить смутные времена и теперь одним своим видом напоминают эпоху сталинского монументализма. Речь пойдёт об аэропортах в Вильнюсе и Риге. И если аэровокзал в моём родном городе знаком многим и уже давно удачно вписался в современные реалии, то рижский аэропорт Спилве знает далеко не каждый. Сейчас он пока переживает забвение, но имеет далекоидущие планы на будущее.

2.
2.

Центральное здание аэропорта в Вильнюсе не нуждается в особом представлении. Когда Вильнюс превратился в центр недорогих перелётов, через него проходит огромное количество пассажиров ежегодно. Но далеко не все при этом обращают внимание на его центральное здание с интереснейшим фасадом.

3.
3.

Оно было построено в 1954 году и представляет собой типичный образец сталинского ампира. Один из архитекторов вильнюского аэровокзала, Дмитрий Бурлин, многим может быть знаком, как автор проектов Останкинской башни и могилы Неизвестного Солдата у кремлёвской стены.

4.
4.

В Вильнюсе во время реконструкций оставили не только внешний фасад с колоннадой и оригинальными барельефами, изображающими мотивы из уже такого далёкого советского прошлого, но и сохранили внутренние интерьеры.

5.
5.

здесь бывал, наверное, сотни раз и каждый раз восхищался богатой лепниной на колоннах и потолках, удивительно красивыми громоздкими люстрами и балюстрадой.

6.
6.

Теперь здесь размещается зал прибытия.

7.
7.

нешне это здание тоже выглядит очень эффектно. Одни оригинальные балкончики чего стоят.

8.
8.

Вильнюский аэропорт пережил две масштабные реконструкции в 1993 и 2007 годах. Были построены новые терминалы, парковки и подъездные пути. Сечас достраивают ещё один терминал рядом.

9.
9.

Просто удивительно, как при этом бережно отнеслись к наследию сталинских времён.

10.
10.

Кстати, в 1995 году я лично участвовал в реновации здания авиакасс. Тогда меня, только что закончившего строительный факультет бакалавла, определили сюда помощником прораба. Этот проект оказался первым и последним моим местом работы по данной специальности. Вот как это здание выглядело ещё недавно. Теперь на его месте располагается парковка.

11.
11.

Работы по реконструкции аэропорта не прекращаются и сейчас. В частности в данный момент строят новые подъезды для общественного транспорта.

12.
12.

Рижский аэропорт Спилве очень похож по форме на вильнюский и в тоже время разительно отличается от него по содержанию. Мы его посетили в начале года. Стояла унылая пора межсезонья, которая только подчеркнуло забвение этого некогда одного из красивейших зданий рижской столицы.

13.
13.

Этот аэропорт был построен почти одновременно с вильнюским в 1954 году на месте разрушенного в годы войны. Его также строили немецкие военнопленные и он также является памятником сталинского архитектурного монументализма. Его архитектор, Сергей Воробьев, постарался вложить в своё детище максимум блеска и роскоши.

14.
14.

Тяжёлые колонны, мраморная облицовка, прекрасные барельефы и богатая внутренняя отделка - в своё время это здание поражало своей красотой и мощью. Внутри помещений полы были застелены дорогими китайскими коврами.

15.
15.

Здесь был лучший ресторан в городе, которым руководил известный на всю страну шеф-повар из Грузии. К сожалению, очень быстро аэропорт перестал справляться с растущим пассажирским потоком и уже в 1974 году был построен новый аэропорт в Марупе, который поставил точку в карьерном росте старого аэропорта.

16.
16.

Понемного тот пришёл в упадок, а с независимостью Латвии и вовсе был забыт и заброшен. Удивительным образом за последнюю четверть века это здание не похерели и не развалили. Сохранился даже большой советский герб на фасаде здания.

17.
17.

Теперь здесь внутри размещается музей авиации.

18.
18.

Рижане и гости столицы не сильно балуют своим вниманием этот аэропорт. А вот кинематографисты и художники его просто обожают.

19.
19.

Мне он тоже очень понравился. Но, к сожалению, близлежащая территория здесь превращена в помойку.

20.
20.

Былое великолепие ещё можно отследить по некоторых сохранившимся вспомогательным помещения и деталям.

21.
21.

Читал где-то что есть грандиозные планы по реконструкции и модернизации всей этой практически заброшенной большой территории. Надеюсь при этом главное здание аэропорта Спилве не пострадает и с ним обойдутся так же бережно, как это сделали в Вильнюсе.

22.
22.

Пусть эти памятники архитектуры в определённой мере и воплощают в себе идеи культа Сталина. Как бы там ни было это часть нашей истории, память о которой должна сохраняться сквозь века...