Найти в Дзене
История и культура Евразии

Последнее прибежище хана Кучума в Западной Сибири

Оглавление

Восточной границей Сибирского ханства (царства Кучума) были Барабинская степь и Приобье, расположенных в ареале Западной Сибири.

Бара́бинская ни́зменность (Бара́бинская степь, Бара́ба) — низменность в южной части Западной Сибири, в пределах Новосибирской и Омской областей. Представляет собой волнистую равнину высотой 100—150 м площадью около 117 тыс. км²; в южной части встречаются параллельные повышения — «гривы».
Бара́бинская ни́зменность (Бара́бинская степь, Бара́ба) — низменность в южной части Западной Сибири, в пределах Новосибирской и Омской областей. Представляет собой волнистую равнину высотой 100—150 м площадью около 117 тыс. км²; в южной части встречаются параллельные повышения — «гривы».
Именно сюда Кучум откочевал после череды военных неудач в Среднем Прииртышье во второй половине 1590-х гг. - монография А.Матвеева и С.Татаурова К ВОПРОСУ О ВОСТОЧНЫХ ГРАНИЦАХ СИБИРСКОГО ХАНСТВА
Кучу́м, Кучум-хан (XVI век — 1601) — сибирский хан (царь), потомок Чингис-хана из династии Шибанидов, внук Ибака — хана Тюмени и Большой Орды.
Кучу́м, Кучум-хан (XVI век — 1601) — сибирский хан (царь), потомок Чингис-хана из династии Шибанидов, внук Ибака — хана Тюмени и Большой Орды.
«Кучюм-царь, с Черных вод, на Обь реку, с детьми и со всеми своими людьми, где у него хлеб сеен ушел» - Акты исторические, собранные и изданные Археографическою коммиссиею. СПб.: в типографии II отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1841. Т. 2 (1598–1613). 417 с.

В беседе с посланником Российского царства это подтверждали и местные князьки племен чатов и эуштинцев Куземенкей и Токкаш, мурза Кожабахтый:

мы Государю не служили и ясаку не давали; блюлись Кучюма царя; а был деи у нас Кучюм близко и владел нес ми нашими волостьми; а нынеча деи Кучюма Государевы люди побили, и Кучюм деи от нас пошел прочь - Акты исторические, собранные и изданные Археографическою коммиссиею. СПб.: в типографии II отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1841. Т. 2 (1598–1613). 417 с.

Именно эти тюркоязычные племена делали так сказать историю в регионе Приобья и Барабинской степи. Кучум имел целью опираясь на них вернуть Сибирское ханство.

Эуштинцы в это время жили севернее чатов, в городках и юртах в низовьях р. Томи, и состояли из трех локальных групп: собственно эуштинской, евагинской (тигильдеевской), басандайской. Каждую из этих групп в конце XVI в.возглавляли свои князцы: Тоян, Евага и Басандай. Наиболее известны городки эуштинцев – Тоянов, Ашкинеев (Горбунов), Евагин (Тигильдеев), Енюгин, городок князька Басандая и др - Емельянов Н.Ф. Татары Томского края в феодальную эпоху // Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. С. 73–87.

Чаты и эуштинцы держались за Кучума и его потомков, потому что не имели сил для противостояния другим степным племенам. В конце 16 века на их территории прикочевали калмыки, и только Кучум со своими нукерами мог защитить их от монгол.

Для Кучума территории племен эуштинцев и чатов были важны тем, что здесь проходили бухарские караваны, приносившие основной доход.

Для их скорейшей проводки Кучум обустроил в Приобье сухопутные коммуникации, что позволяло караванам быстрее пересекать опасные участки и перебрасывать военные отряды.

Оживление торговли в этих местах создало на этих землях своеобразный хаб, который служил перевалочным пунктом для товаров из Средней Азии и Восточной Сибири.

Оживленность данных мест сподвигла и к этнической метисации, так как сибирские татары стали перекочевывать поближе к торговым коммуникациям и заселять ранее эти малонаселенные территории.

Важен этот регион был и для русских. Поэтому в 1598 году на союз с ними пошли чатские князьки, а в 1603 году князь Эуштинцев Тоян сам поехал в Москву и принял подданство московского царя.

Это был для них правильный шаг, так как спас от калмыцких набегов.